Впрочем, как признают авторы экспозиции, рассказывая о сложных отношениях унии и последней царской династии, им пришлось все-таки заглянуть за рамки ее правления. Слишком яркие и важные для налаживания контактов шаги были сделаны там в глубине истории.
Во-первых, Иван III женился на Софье Палеолог. Она была племянницей последнего византийского императора, привезла с собой в Москву в качестве приданого образ "Спас Нерукотворный" (сейчас хранится в Кремле) - так учат в российских школах. И воспитывалась при римском дворе, жениться на ней Ивану III предложил сам папа, ее обвенчали по католическому обряду еще до поездки в Москву, в роли жениха выступил глава русского посольства - так учат в Ватикане. На выставке можно увидеть почти легендарные экспонаты: это католический крест, который нес папский легат перед каретой невесты: Рим всерьез рассчитывал через выросшую среди католиков Софью распространить свое влияние в русских землях. Столетие спустя в грамоте 1582 года (именно вокруг нее толпятся телевизионщики) папа Григорий XIII, поздравляя Ивана Грозного с заключением мира с Речью Посполитой, намекает ему, что пора бы уж и Московскому царству принять веру католическую, как это сделал митрополит Исидор Киевский.
"Связи России и Святого престола начали складываться более 500 лет назад. Они не всегда были простыми и ровными, - сказал, открывая выставку глава Федерального архивного агентства Андрей Артизов. - Были периоды, когда эти отношения прерывались, дипломаты об этом знают, но в итоге всегда возобладали здравый смысл и стремление к диалогу".
Следуя логике диалога, на открытии выставки присутствовал архивариус Секретного архива Ватикана и библиотекарь Святой Римской церкви архиепископ Жан-Луи Брюгес, который сообщил, что в Ватикане его зовут министром памяти, и в связи с этим напомнил: при Романовых контакты между Россией и Ватиканом никогда не прерывались.
Документы из Секретного архива Ватикана (по закону, принятому Святым престолом, на выезде это могут быть только копии) представляют самые разные, не всегда приятные, эпизоды этих долгих отношений. Скажем, в записке, врученной понтификом императору Николаю I, в 20 пунктах излагаются претензии Святого престола к России. В чем они состоят? К примеру, в том, что папа не мог назначать своих епископов, служащих в России. Это было правом российского монарха. Передача претензий состоялась во время исторической встречи Николая I и папы Григория XVI.
Впоследствии был подписан главный экспонат выставки - Конкордат 1847 года. Это первый и единственный документ, который зафиксировал отношения России и Святого престола. Попытка урегулировать их на территории России (католическая Польша тоже была тогда частью империи). Епископы теперь назначались по взаимному согласию Москвы и папства, открылись и католические семинарии. В действии "личные контакты первых лиц", как выразился Андрей Артизов.
"Во время поездки российского монарха в Рим (считалось, что ехал инкогнито, под фамилией Романов) произошла забавная история, - рассказывает куратор выставки, начальник выставочного отдела ГА РФ Марина Сидорова. - Николай I встречался не только с папой, но и с итальянскими скульпторами. Заказал им несколько статуй для Эрмитажа. Скульптор Бьенеме был настолько польщен, что сделал бюст императора и прислал его в подарок в Петербург. Когда ящик вскрыли, императрица увидела, что на голове у царя лавровый венок. Она хорошо знала своего мужа, поняла, государь будет возмущен, венок нужно стесать. Скульптор, узнав об этом, сделал еще один бюст, но без лаврового венка и отправил императору. Теперь он хранится в Эрмитаже. Но у Бьенеме осталась копия с венком. Она в Русском музее".
Сложная, но красивая история отношений Романовых со Святым престолом закончилась в революционном 1917-й году. Шла эпоха атеистов, которым было все равно, кого репрессировать: православных, католиков или иудеев. Последние выставочные документы относятся к марту 1917. Святой престол признал Временное правительство, а оно отменило вероисповедные и национальные ограничения.