Два года назад было принято решение о снижении норматива отчислений налога на доходы физических лиц в бюджет города на десять процентов. Это привело к значительному сокращению объема собственных доходов. Последствия от этого Новосибирск - основной бюджетный донор области - ощущает до сих пор, так как его развитие теперь зависит от межбюджетных отношений и предоставляемых субсидий по важнейшим направлениям расходов. Если брать соотношение собственных доходов и безвозмездных поступлений, то более чем на треть - порядка 38 процентов - доходная часть бюджета города наполняется за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть признает, что средства на развитие у города практически отсутствуют. Объем расходов на капитальные вложения за счет собственных средств в проекте бюджета на 2018 год составляет только 780 миллионов рублей, а с учетом межбюджетных трансфертов - 1,3 миллиарда.
- Негативно на формирование бюджета сказалось ужесточение федерального закона о госзакупках. В 2017 году начали действовать поправки, которые не оставили нам пространства для маневра и возможности для планирования работ с оплатой в кредит. Такую схему мы постоянно использовали в предыдущие периоды, закон ее не запрещал. Этой возможности больше нет, что значительно сказалось на дорожной отрасли. В следующем году мы будем вынуждены существенную сумму направить на оплату работ, выполненных в 2017-м. А впоследствии планировать таким образом уже не получится, - прокомментировал ситуацию глава города.
По его словам, все-таки были приняты меры, которые позволили оптимизировать расходы более чем на пятьсот миллионов рублей, но даже это не сбалансировало бюджет. Прогноз собственных доходов на 2018 год - 23,4 миллиарда рублей, что всего на два процента больше, чем в 2017-м. Прогноз на 2019-й - 23,8 миллиарда, на 2020-й - 24,9 миллиарда рублей.
Основные параметры бюджета будущего года выглядят так: доходы запланированы на уровне 37,5 миллиарда рублей, расходы - 38,9 миллиарда руб-лей, дефицит - 1 миллиард 350 миллионов рублей.
Как уточнил начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Александр Веселков, при планируемом ежегодном росте параметров бюджета предполагается снижение дефицита к 2020 году до 800 миллионов рублей.
Мэр поставил задачу профильным подразделениям - усилить работу с налоговыми органами по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки. Сейчас только задолженность по аренде земли составляет 3,7 миллиарда рублей. Причина, как утверждают в мэрии, кроется в снижении платежеспособного спроса населения, что привело к ухудшению финансового состояния застройщиков.
- Мы впервые в этом году применили такое сильнодействующее средство как подача исков о банк-ротстве нескольких строительных организаций. Это немного оживило поступление средств в казну, - отметил Анатолий Локоть.
Депутаты, в свою очередь, предложили начать сокращать расходы с себя, а именно - оптимизировать структуру управления муниципалитетом.
- Необходимо подготовить предложения по поиску дополнительных доходов. Бюджетные трансферты - это хорошо, но не годится самому крупному муниципальному образованию ходить с протянутой рукой, - заявил председатель постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов.
От себя он предложил установить тарификацию муниципальных услуг.
- Насколько мне известно, с января 2018 года будет законодательно введено понятие стандарта и тарифа на муниципальную услугу. Что это значит? Например, сейчас городская комиссия по тарифам устанавливает тарифы для муниципальных предприятий, которые оказывают определенные услуги. По образцу то же самое можно применить в сферах, относящихся к вопросам местного значения, - это образование, ЖКХ, содержание дорог, общественный транспорт, физкультура, предпринимательство и так далее. Необходимы законодательные документы, определяющие стандарт услуг, формула для их тарификации с соответствующими коэффициентами. Представляете, насколько разной будет цена услуг, скажем, в Москве, Новосибирске и Магадане? Одно дело - построить дорогу в Сочи, другое - на вечной мерзлоте, - отметил Игорь Салов.
На его взгляд, когда такие инструменты будут созданы, и муниципалитетам будет дано право рассчитать тарифы для конкретных территорий, станет понятно, что бюджеты городов недополучают средств, которые им выделяют по нормативам отчислений для основных налогов.
Первым шагом может стать введение тарифов на содержание и текущий ремонт улично-дорожной сети. В горсовете предполагают, что они будут приняты еще до 1 января 2018 года. А это и есть услуга, которую оказывает муниципалитет.
Во втором чтении проект бюджета города на 2018-й и плановый период 2019-2020 годов депутаты планируют рассмотреть на сессии горсовета 25 декабря.
Тем временем
Депутаты Законодательного собрания области приняли исключительно важное для Новосибирска решение - в этом году выделить городу дополнительно 839 миллионов рублей. Кроме того, увеличена доходная часть бюджета-2018 на 1,8 миллиарда рублей - их город получит в качестве бюджетных трансфертов на выполнение федеральных проектов и программ - "Безопасные и качественные дороги" и "Формирование комфортной городской среды". В целом объем трансфертных поступлений в следующем году ожидается на уровне 15,9 миллиарда рублей.