14.12.2017 21:20
    Поделиться

    Восьмая часть франшизы "Звездные войны" вышла в прокат

    В прокате - "Звездные войны: Последние джедаи"
    В российский прокат вышла восьмая часть "Звездных войн" под названием "Последние джедаи".

    В звездной галактике все опять не слава богу. Имперские ВВС близки к тому, чтобы разгромить Сопротивление, к которому Рей (Дэйзи Ридли) уламывает присоединиться Люка Скайуокера (Марк Хэмилл).

    Кайло Рен (Адам Драйвер) бросил мощные силы имперских ВВС на уничтожение космической станции повстанцев.

    Принцесса Лея (Кэрри Фишер) руководит побегом от бомбардировщиков противника. Финн (Джон Бойега) вместе с единомышленницей Роуз (Келли Мари Трэн) пытается устроить диверсию в логове врага.

    Когда два года назад студия Disney перезапустила "Звездные войны", автору этих строк казалось, что ничего хуже с франшизой, породившей жанр постмодернистской космической оперы, уже не может произойти. Тогда парадом командовал режиссер-симулякр Джей Джей Абрамс, который сделал расчетливый фанфик: дословный пересказ классической лукасовской трилогии.

    Ощущение от фильма было такое, будто съел кусок пластмассы. Но если детище Абрамса откровенно бесило, то есть вышибало хоть какую-то живую эмоцию (а кино ведь в первую очередь продает эмоции), то фильм, снятый режиссером Райаном Джонсоном ("Петля времени"), генерирует только скуку. Восьмая часть "Звездных войн" идет два часа сорок минут, и на протяжении каждой из них приходится бороться со сном.

    Причина тут, думается, не в нелепом сценарии - когда это "Звездные войны" отличались стройностью и логичностью? И даже не в патологическом желании то ли студии, то ли Джонсона утяжелить и без того разваливающуюся конструкцию своими псевдофилософскими эскападами. Хотя это как раз наиболее уязвимый момент "Последних джедаев". Классическая трилогия сама по себе была сборной солянкой, поп-философской сказкой, где христианское моралите браталось с конфуцианством и буддизмом.

    "Последние джедаи" доводят концентрацию этих ингредиентов до предела.

    Но когда это "Звездные войны" отличались стройностью и логичностью?

    Мало того, что вся совместная линия Рей и Люка - это невыносимо длинный парафраз истории обучения Люка у магистра Йоды (у самого магистра тут есть камео), приправленный навязчивым фрейдизмом, так в финале зрителя ждет и парад самопожертвований, и инкарнация, и эманация Силы.

    В конце концов с этими сложными щами, сваренными на бульоне из продуктов второй свежести, смиряешься и согласно киваешь: ага, понятно, маркетологи кидают кость не только любителям красочных аттракционов, но и зрителям, привыкшим при просмотре включать мозги. И в этой фразе - ключ ко всем претензиям, которые возникают не только к данной части "ЗВ", но и к диснеевской франшизе целиком. Потому что вся она - именно порождение маркетологов, искусственное кино, созданное по бизнес-плану. Ты сидишь и видишь перед собой не чудо, не детскую сказку, не ожившую историю, а людей в галстуках, обсуждающих на многочасовом мозговом штурме очередной сюжетный поворот. Для того чтобы эта конструкция завелась и поехала, Disney приглашает не последних режиссеров (а Джонсон совсем не бездарь), но нельзя вырезать из картона болид "Мерседес", посадить за руль Льюиса Хэмилтона и всерьез рассчитывать, что он вдруг тронется с места.

    Как ни относись к разруганной в пух и прах второй трилогии Лукаса, выходившей в прокат на рубеже XX и XXI веков, нельзя оспорить простой факт: эти фильмы сделаны с любовью. Да, смотреть их по-прежнему неловко, как бывает неловко видеть впадающую в маразм бабушку, которая закармливает внука приторным вареньем. Но мы же знаем: дедушка Лукас издевался над собственным ребенком в первую очередь от большой любви и только затем - из меркантильных соображений. Теперь же ребенок продан в рабство ласковым бездушным дядям: ничего, как говорится, личного, только бизнес.

    Лев Толстой в своей знаменитой статье "Что такое искусство?" (1898) рассказывал историю о том, как Карл Брюллов подошел к одному из своих учеников и поправил несколько деталей в его этюде. "Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось", - восхитился ученик. На что Брюллов ответил фразой: "Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть". "Чуть-чуть" - это совокупность жизни и таланта, без которых любая живопись просто покрытый красками холст, а фильм - набор сцен, снятых на камеру. Новым "Звездным войнам" это "чуть-чуть" совсем бы не помешало. Но ждать его появления в этой новой мертворожденной франшизе как минимум наивно.

    Поделиться