Вузы должны научиться выпускать людей с предпринимательским мышлением. Это важная часть социальной миссии университетов по отношению к своим регионам.
Современные университеты должны быть ориентированы не столько на воспроизводство специалистов, востребованных экономикой, сколько на формирование новой технологической повестки и появление жизнеспособных проектов непосредственно в стенах вуза.
Иными словами, "центр тяжести" экономики постепенно смещается в сторону университета, который должен научить (и научиться) создавать рынки, технологии, сервисы и таланты. Для достижения этой цели недостаточно построить инновационную экосистему. Необходимы серьезные структурные изменения в вузах, где наряду с образовательными и научными составляющими должен развиться полноценный предпринимательский трек.
Предпосылками для появления третьей ипостаси классических вузов стало сокращение жизни технологий. Современные студенты приходят на первый курс в ситуации одной технологической парадигмы, а на выходе сталкиваются с новой реальностью. Не исключено, что в скором будущем такие изменения приведут к модели "университета за завтраком": встречая каждое утро в новой парадигме, люди будут вынуждены за чашкой кофе загружать в себя свежие знания, чтобы к началу рабочего дня адаптироваться к реальности.
Переход к новой концепции образования - крайне сложная задача. На первый взгляд может показаться, что новая роль не совместима с классическим "репертуаром" университета. Однако только внедрение предпринимательского трека в университеты способно обеспечить российскую экономику таким недоиспользованным ресурсом, как частное предпринимательство.
Одно из главных современных заблуждений - это то, что основными носителями предпринимательских идей являются технические специалисты. Однако предпринимателями нового типа в такой же мере могут стать экономисты, журналисты, юристы, художники... Ведь наиболее устойчивую бизнес-конструкцию всегда образует не один человек, а команда, в которой должны быть минимум четыре составляющих: генератор востребованной на рынке идеи, инженер, способный воплотить продукт в жизнь, инвестор и специалист по сбыту, способный обеспечить спрос продукту.
В нашем обществе принято считать, что обучить предпринимательству невозможно: говорят, ими рождаются. Безусловно, всегда будут более и менее успешные предприниматели, но университетское образование должно обеспечить каждого человека необходимым инструментарием. Современный выпускник вуза обязан знать, как открыть свой бизнес, представлять и позиционировать продукт, уметь хотя бы в общих чертах набросать бизнес-план и понимать, какие инструменты поддержат развитие этого плана в ближней и дальней перспективе. Особняком в этом ряду стоит навык целеполагания. Каждый студент должен научиться ставить цели хотя бы потому, что эта важная бизнес-составляющая поможет ему правильно распорядиться своей жизнью с учетом стратегического видения и тактических шагов, направленных на достижение цели.
Многочисленные опросы, которые сегодня проводятся среди молодых людей, показывают, что российские студенты не ориентированы на предпринимательство, предпочитая устойчивых работодателей - госкомпании. Вопрос повышения статуса предпринимателя в глазах общества является государственной задачей, и университеты могли бы стать эффективным проводником этой миссии, помогая талантливым креативным молодым людям обнаружить в себе предпринимательскую жилку.
Существуют технологии, позволяющие отработать необходимые навыки: эффективно коммуницировать, научиться говорить о себе и своих проектах, считывать контексты, чтобы использовать возможности, которые в любой момент могут открыться. Иными словами, случайно столкнувшись в одном лифте с инвестором, способным оказать влияние на судьбу проекта, человек должен успеть за оставшиеся несколько этажей представиться, произвести на инвестора впечатление и расхвалить проект.
Для развития предпринимательского трека вузы должны учить студентов зарабатывать деньги через умение оппонировать и убеждать, публично выступать, быстро адаптироваться к условиям. Для студентов важно отрабатывать сейлз-навыки, модели поведения, тренироваться на холодных и горячих звонках, учиться писать скрипты и проводить маркетинговые исследования.
Такие курсы должны вести реальные предприниматели, которые могут познакомить с практической стороной дела. Если студенты будут работать как сейлз-агенты компаний в реальных условиях и получать денежное вознаграждение в случае успеха, работодатели получат надежных агентов (за которыми стоит вуз) и людей, способных генерировать нетривиальные способы продвижения продуктов.
Такой альянс обещает долговременный эффект для всех сторон. Так, с помощью вуза компании-экспортеры могут наладить контакты с иностранными студентами тех стран, куда планируется выход продукта. Что касается вуза, то компании, которые появляются при его содействии или посредничестве, навсегда сохранятся в его "орбите". Предприниматели постоянно будут обращаться в альма-матер за исследованиями, сотрудниками, оборудованием. Активизация предпринимательского трека - необходимое условие, способное приумножить ресурсы инновационной экосистемы университета. Сегодня почти во всех ведущих вузах присутствует "стандартный набор" инновационных инструментов: открыты бизнес-инкубаторы, запущены акселерационные программы, проводятся стартап-конкурсы и хакатоны, есть даже венчурные фонды. Однако вдохнуть жизнь в эту материю, запустить все процессы и заставить бесперебойно работать можно только с помощью предпринимательского духа и последовательного развития компетенций на каждом витке развития. Успешные кейсы должны появляться постоянно, но в среде, где усилия сверху замкнутся на мотивации снизу.