В профессиональной дискуссии приняли участие Денис Фомин-Нилов - ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, Руслан Гагкуев - главный редактор корпорации "Российский учебник", Егор Бакаляр - заведующий редакцией истории, обществознания и права издательства "Просвещение", Армен Гаспарян - журналист, общественный деятель, Павел Панкин - председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, учитель истории, Игорь Андреев - профессор, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Московского городского университета (МГПУ), Юрий Никифоров - начальник научного отдела Российского военно-исторического общества.
Представители вузов и журналисты обсудили стандарты написания школьных учебников, необходимость их совершенствования, важность подготовки новых кадров в системе образования и другие актуальные вопросы по теме.
Эксперты сразу отметили, что эпоха, когда преподаватели критически относились к патриотическому воспитанию и настаивали на формальной передаче знаний, прошли. Тем не менее важно соблюсти баланс между уважительным отношением к предкам и научными фактами.
"Нам русским в этом смысле повезло, у нас история России может быть приложена в процессе образования без явно тенденциозных искажений, - считает Юрий Никифоров, начальник научного отдела Российского военно-исторического общества. - Это уважение к правде факта, к знаниям нам удается поддерживать в системе образования, и в этом смысле учебники, которые в настоящий момент существуют, заслуживают в целом положительной оценки".
Историческое профессиональное сообщество, в числе которого учителя, методисты и ученые, провело работу по подготовке нового так называемого "историко-культурного стандарта". Два года назад данный стандарт определил рамки для исторических знаний, получаемых школьниками с 6 по 10 классы. Уже изданы несколько линеек учебников, прошедших экспертизу, но не во всех школах хватает финансирования для их закупки.
Денис Валерьевич Фомин-Нилов, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, в свою очередь, озвучил способы мотивации старшеклассников в изучении истории: "Есть вариант сделать предмет обязательным, и тогда уровень мотивации поднимется за счет обязательности, и палочной системы. Другой вариант замотивировать - давать те аспекты истории, которые будут действительно интересны. Профессиональное академическое сообщество историков к этому готово. У нас есть разные формы сетевых средств массовой информации, различные учебные модули, математический подход также может иметь место". - добавил ректор.
Затрагивая тему патриотического воспитания, Руслан Гагкуев, главный редактор корпорации "Российский учебник", сошелся с коллегами во мнении, что и в этом вопросе школьный курс истории играет важнейшую роль. Однако отметил, что разработанный стандарт не охватывает старшие классы, где изучается 20 век - наиболее важный для истории страны. "Если посмотреть по тем часам, которые приходятся на изучение курса истории, это всего порядка 70 часов в год, - комментирует он. - Даже при таком изучении истории России на тему Великой Отечественной войны приходится всего шесть-семь уроков. Можно ли за это время в полной мере изучить эту тему, проникнуться ей и действительно сформировать у учащихся патриотическое восприятие нашей истории?"
При общей положительной динамике в области совершенствования историко-культурных стандартов спикеры затронули и ряд проблем, которые еще предстоит решить. Журналист и общественный деятель Армен Гаспарян особо выделил некоторые из них: отсутствие надлежащей научно-популярной литературы, ее нехватка в школьных библиотеках, отсутствие общественного контроля за данной ситуацией. Спикер указал на то, что решать данные задачи нужно спокойно и взвешенно. "Необходимо понять, что это целый комплекс первоочередных задач, включить крупнейшие российские организации: Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, Российское географическое общество, и т.д. И признать, что да, действительно, существуют нерешенные вопросы, и заняться ими. Вот тогда мы будем, по сути дела, изолированы от подобных ситуаций, как произошла в Бундестаге", - пояснил Гаспарян.
Павел Панкин, председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, учитель истории выразил интересное мнение, что лучшим проявлением патриотизма на сегодняшний день является волонтерство: "Не удивляйтесь, я спросил учеников: "И что, собирать мусор на Камчатке тоже?". Говорят - да! А чем это хуже, чем помогать бабушке-ветерану? Делать свою страну чище или помогать конкретному человеку. Разве в этом не проявляется наша любовь? Дети иногда умнее нас. Надо в этом признаваться".
Вопрос нехватки молодых и перспективных кадров, способных не просто пойти работать в школу, но и вовлечь ученика в историю страны, прокомментировал Игорь Андреев, профессор, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Московского городского университета (МГПУ): "Лет 15 назад я сказал бы что, та школа, которая нам поставляла абитуриентов, которые шли в педагогический ВУЗ ничего не знают и ничего не хотят. Сейчас ситуация изменяется, видимо, это отражение неких перемен в стране. Потому что они уже немного знают, но главное - хотят".
"Тут уже правильно говорилось, что учебник - это всего лишь инструмент, но я хотел бы заверить, что инструмент один из важнейших, - добавил заведующий редакцией истории, обществознания и права издательства "Просвещение" Егор Бакаляр. - Что есть у ребенка? Учитель у доски и учебник на парте. Вот эти два главных инструмента. Поэтому эти два инструмента должны работать заодно, слаженно".