При прямых продажах, напомним, продавец приходит к покупателю - на работу, в электричку и даже домой. Это так называемая разносная торговля.
За три квартала этого года оборот компаний, занимающихся прямыми продажами, вырос на семь процентов до 93,2 миллиарда рублей.
Доля самого большого сегмента рынка "Средства личного ухода" снизилась почти на три процента. В этой категории товаров более половины (56,75 процента) занимают косметические средства, декоративная косметика. Тем не менее наиболее стремительную динамику развития показывает сегмент "Одежда и аксессуары", который прирос на 4,3 процента. По словам Тамары Шокаревой, он растет уже третий год подряд.
При этом она считает, что наибольшим потенциалом сегодня обладает экспортное направление. "Только за первые 9 месяцев 2017 года объем экспорта увеличился на 71 процент и превысил отметку в 12 миллиардов рублей. То есть уже сейчас более 13 процентов продаж отрасли приходится на экспортное направление", - говорит Шокарева.
Одновременно снижается доля импорта: если в первые три квартала 2016 года его объем составил 22,7 миллиарда рублей, то в этом году - 17 миллиардов.
2017 год выявил и другие любопытные тенденции. Так, серьезно изменилась мотивация распространителей товаров "из рук в руки". Если ранее верхние строчки в этом рейтинге занимали "приобретение товаров по более низкой цене", "получение дополнительного дохода", "личное развитие", то приоритетами для распространителей в 2017 году стали: "получение профессиональных навыков", "создание собственного дела" и "гибкий график работы".
Лидер среди приоритетов 2014 года - "приобретение товаров по более низкой цене" - по итогам 2017-го оказался на последнем месте (исследование "Независимые распространители - основа бизнес-модели в прямых продажах" НИУ "Высшая школа экономики" проводит раз в три года). "Прямые продажи привлекают распространителей возможностью получения профессиональных навыков и являются для них одним из наиболее доступных способов начать свой бизнес с минимальным риском и затратами", - считает Ольга Третьяк, заведующая кафедрой стратегического маркетинга НИУ "Высшая школа экономики".
По мнению Шокаревой, причина в том, что люди хотят быть предпринимателями, чувствовать, что они занимаются бизнесом, а не просто покупают товары со скидкой.
"Люди сегодня не готовы быть просто дистрибьютерами, они хотят видеть перспективы и развитие. Многие воспринимают работу в прямых продажах достаточно амбициозно, как старт для собственного малого бизнеса. Собственно, поэтому растет интерес дистрибьютеров к разным форматам качественного обучения, которое предлагается в компаниях прямых продаж", - резюмирует Нарек Сираканян, президент Freedom Group.
По данным компаний-членов АПП, количество независимых распространителей и лояльных покупателей индустрии прямых продаж по итогам девяти месяцев 2017 года в России составило 3,84 миллиона против 3,15 миллиона в январе-сентябре 2016 года. Львиную долю (90 процентов) независимых распространителей составляют женщины, и только 10 процентов - мужчины.