Накануне в стенах "Российской газеты", на заседании исторического клуба журнала "Родина", посвятившего Андрею Карлову специальный выпуск, о нем вспоминали родные, друзья, коллеги. И все как один признавали: невозможно поверить в гибель неординарного человека, который весь был соткан из жизнелюбия и доброты, который был профессионалом высочайшего класса. И про которого до сих пор язык не поворачивается сказать это слово - "был".
О том страшном дне 19 декабря 2016 года рассказала директор департамента информации и печати, официальный представитель МИД России Мария Захарова, которую известие застало во время новогоднего приема для журналистов. "Вдруг пришло сообщение: в Турции ранен российский посол. Это был не просто гром среди ясного неба, это была нелепица, в которую невозможно поверить. Мы с надеждой ждали новых сообщений - о том, что это неправда. Но информация подтвердилась самым страшным образом. В особняке МИД развернулся мобильный пресс-центр, и вокруг не было ни одного человека, кто бы не пропустил эту трагедию через свое сердце, - признала Мария Захарова. - Мы все знаем из истории дипломатии, что это опасная профессия. Но до того дня никто не мог представить, насколько опасной она может быть и в наш более чем просвещенный век. Не в наших силах вернуть великолепного профессионала, настоящего человека, истинного друга Андрея Геннадьевича Карлова. Но он навсегда с нами".
У всех, кому посчастливилось работать с Андреем Карловым, остались о нем самые благодарные воспоминания. Будучи главой дипмиссии РФ в КНДР, дипломат уважительно общался со всеми без исключения сотрудниками. "Я ожидала увидеть небожителя, а он оказался очень доброжелательным человеком, - призналась бывшая переводчица в посольстве Оксана Аптеева. - Без его поддержки и отеческой руки я бы не справилась".
Дипломатический опыт Андрея Карлова был уникальным. Вместе с ним бывший полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский сопровождал в 2002 году северокорейского лидера Ким Чен Ира во время его 24-дневной поездки через всю Россию на знаменитом бронепоезде. "Времени на подготовку было мало, и я многому научился у Андрея Карлова, - поделился Пуликовский. - Каждый день у нас проходило по одной встрече с Ким Чен Иром - за обедом или за ужином, и помощники вели стенограммы всех бесед. По ночам мы с Карловым работали над этими стенограммами. Никогда не поверю, что его больше нет. Мне кажется, что откроется дверь - и он войдет, со своей улыбкой и в своих очках, из-под которых смотрят его добрые глаза".
Сослуживец Андрея Карлова, ныне профессор кафедры востоковедения МГИМО Георгий Толорая напомнил, что Ким Чен Ир настолько доверял Андрею Карлову и уважал его, что возобновил давно забытую практику неформальных встреч с российским послом. "Пожалуй, глава КНДР поддерживал дружеские отношения только с Карловым. Ни до, ни после такого не было", - признал дипломат.
Одним из самых щемящих моментов вечера стал видеомост с 85-летней мамой Андрея Карлова Марией Александровной. Вот что она рассказала о сыне: "В его комнате висела огромная карта мира. И когда у Андрея появлялась марка с новой страной, он тут же шел смотреть, где она находится, и начинал читать о ней.
Он всегда вдумчиво ко всему относился. Когда умер мой муж, сын взял на себя всю заботу обо мне, о своей сестре и о бабушке. По натуре был лидером. На Восьмое марта еще школьником сдавал бутылки из-под минеральной воды "Ессентуки" и всегда покупал трем своим женщинам цветы. Таким он был. Это недавно я узнала, что Андрей считался одним из лучших переговорщиков в МИДе".
Марину Михайловну Карлову на вечере памяти называли отражением мужа - так они похожи. Выступая в "РГ", Марина Михайловна не могла сдержать слез. Она говорила, что Андрей Геннадьевич был очень гармоничным человеком, в котором сочетались очень сильный политик и дипломат, и семьянин, любивший бывать в кругу близких, дачник, с увлечением рассуждавший о сортах кабачков.
"Это был самый лучший человек в моей жизни, и мне очень больно, что все так получилось. Но у меня нет обиды на Турцию. Это не Турция, не турецкий народ, а терроризм, который расползается по всему миру. И лучшей памятью о нем было бы быть добрыми, понимающими, делать все, чтобы люди любили друг друга, чтобы не повторялось таких трагедий. Он был человеком, который любил всех. И я говорила, что если бы террорист был лично с ним знаком, он никогда не выстрелил бы в него. Потому что таких людей нельзя убивать", - сказала она.
Близкие Андрея Геннадьевича в беседе с корреспондентом "РГ" вспоминали, как поддерживали их после трагедии. "Много родных и близких людей, которые не оставили меня одну в этот момент. Нам все помогают", - говорит вдова Карлова Марина Михайловна. Сын Геннадий вспоминает: "Очень много людей поддерживали: и друзья, и знакомые и коллеги". Коллеги-дипломаты знают, что семья Карловых - это династия. "Да. Прадед, дед, отец и я - все дипломаты", - подтверждает Карлов-младший.
Неудивительно, что именно дипломаты помогают Карловым увековечить имя Андрея Геннадьевича. Ректор МГИМО, выпускником которого был погибший посол, также специалист-кореевед Анатолий Торкунов возглавил попечительский совет благотворительного фонда имени Андрея Карлова. Сразу после гибели посла в его честь был назван дипломатический клуб МГИМО, была назначена стипендия его имени для студентов, изучающих корейский язык. По словам декана факультета Международной журналистики, друга семьи Карловых Ярослава Скворцова, дипломат - профессия круглосуточная, и ей была посвящена вся жизнь семьи Андрея и Марины Карловых. "Это была не работа, а служение", - поясняет Скворцов. И Марина Михайловна на вопрос, был ли ее муж героем, без колебаний отвечает: "Я считаю, что да. Особенно если считать все то, что он делал для России". Неудивительно, что Карлов-младший на вопрос корреспондента "РГ", не заставили ли трагические события 19 декабря 2016 года разочароваться в профессии, отвечает, что нет - о том, что выбрал дипломатическую карьеру, не жалеет.
Александр Мацегора, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНДР:
- Андрей был человеком с удивительным чувством юмора. Мне не хочется сейчас говорить какие-то официальные слова о том времени, когда мы вместе работали в Пхеньяне: он послом, а я - советником-посланником. Лучше расскажу историю, как к нам в кабинет временно подселили еще одного коллегу и Андрей придумал для него инструкцию - такую смешную, что мы ее перечитывали и не могли остановиться. Он назвал себя уважаемым руководителем левого стола, а меня - уважаемым руководителем правого стола. Временно поселившемуся в наше помещение разрешалось любоваться ярким обликом товарищей руководителей, восхищаться их мудростью и знаниями, широко пропагандировать высказывания, а также стоять в присутствии товарищей Карлова и Мацегоры. Все это были такие незлобные, добрые и очень яркие шутки, и сам Андрей был соткан из жизнелюбия и оптимизма. Хотя слово "был" - не для него, он есть и всегда остается в моем сердце.
Валерий Сухинин, преемник Карлова на посту посла РФ в КНДР:
- Я хорошо был знаком с Андреем Геннадьевичем. Работал вместе с ним в нескольких командировках в Северной Корее. Бывал у него в гостях и в Москве. Помню, когда Карлова назначили послом в Турцию, мы шутили, мол, поехал на турецкий курорт отдыхать. А вышло вот как…
Корейцы очень ценили Андрея Геннадьевича и как прекрасного специалиста, и как хорошего знакомого Ким Чен Ира. Как-то так получилось, что лидер КНДР и Карлов нашли общий язык, были настроены, что называется, на одну волну. Конечно, большая часть их общения протекала в официальных рамках, но иногда они встречались и на концертах, когда в Пхеньян приезжали российские артисты. Несколько раз Ким Чен Ир приезжал в российское посольство, например когда президент РФ Владимир Путин передал ему в подарок трех коней.
Я вот думаю - хорошо, что Карлов уехал из КНДР раньше, чем Пхеньян начал оружейные испытания и были введены санкции против Северной Кореи. Он очень любил эту страну, корейцев, у него сложились прекрасные отношения с ними, и Андрею Карлову было бы нелегко переходить на замкнутый, холодный стиль общения.
Ким Зен Гю, пресс-атташе, советник посольства КНДР в РФ:
- Господин Карлов был превосходным, опытным дипломатом. Его очень ценило руководство КНДР. Напомню, только с Великим вождем Ким Чен Иром он встречался около 40 раз. Он фактически организовывал путешествие Великого вождя на поезде через Россию в 2002 году, а это огромная работа. Я был знаком с Карловым и могу сказать, что он работал очень честно, откровенно. Это не был сухой, официальный, дипломатический стиль, а очень искренний и честный. Андрей Геннадьевич был таким человеком, очень искренним и открытым. Он очень любил свою родину и заботился о ее благе. В то же время он с огромной симпатией и теплотой относился к Корее.
Показательный пример: как-то он сажал деревья во дворе посольства. Я спросил, зачем. Он ответил, что если не любишь сажать деревья, то нет чувства любви и родины.
Онур Делик, замдиректора Фонда им. А.Г. Карлова с турецкой стороны:
- Я обычный турок, об убийстве Андрея Геннадьевича узнал по телевизору. И еще тогда подумал, ах, как плохо, что мы не сумели его защитить. Потом, когда я больше узнал о нем, я полюбил его от всей души. Полюбил его близких, узнав, какие это замечательные люди.
И сейчас мне еще обиднее от того, что Андрея Геннадьевича не смогли защитить. Теперь нам остается увековечивать его память, и мы сделаем все возможное для этого.
Между тем
После гибели Андрея Карлова о нем заговорили по всей России. А в городе Клинцы Брянской области из сообщений СМИ с удивлением узнали, что этот 62-тысячный населенный пункт Андрей Геннадьевич считал своей "малой родиной". Дело в том, что в этом городе на улице Карла Либкнехта проживали когда-то его дедушка и бабушка Карловы Иосиф Павлович и Елизавета Яковлевна. Более того, там же в церкви Св. Николая Чудотворца был крещен маленьким ребенком Андрей Карлов. В этом городе он бывал неоднократно и мечтал разыскать могилы своих родных. К сожалению, этого не удалось сделать при жизни Андрея Геннадьевича. Но после его трагической гибели городской интернет-портал разместил соответствующую информацию, в редакцию посыпались отклики, и в течение суток могилу Карловых удалось найти. Местная администрация помогла отреставрировать захоронение, и так была налажена связь между властями Клинцов и семьей Карловых, проживающей в Москве. На вечере в "РГ" стало известно, что 19 декабря в местном краеведческом музее пройдет первая экскурсия по экспозиции, посвященной Чрезвычайному и Полномочному Послу Андрею Геннадьевичу Карлову. Материалы передала в музей Марина Михайловна Карлова, которую в Клинцах называют членом семьи.