18.12.2017 08:17
    Поделиться

    Вышел первый фильм о проблемах русских матерей на Западе

    "Сын" стал первым фильмом о проблемах русских матерей на Западе
    Новый фильм режиссера Славы Росса "Сын" зрители вскоре должны увидеть в виде минисериала (четыре серии) на Первом канале. Однако он имеет прямое отношение и к нашей газете. Предыстория такова - примерно пять лет назад в редакцию обращалась "норвежская жена" Ирина Бергсет. История ее была поразительна - она боролась за своих детей, рожденных от мужа- иностранца всеми правдами и неправдами, но так и не смогла победить норвежскую систему ювенальной юстиции. Случай этот прогремел, о нем рассказывала в нескольких публикациях и "РГ", и почти все СМИ в России. Но не было точки, решения, от чего возникало чувство бессилия и неловкости, какое обычно бывает, когда не знаешь, как помочь. И никому, кроме заинтересованных и пострадавших, нет дела до того, что происходит.

    История Ирины звучит в фильме - она вложена в уста русского следователя, которого играет Андрей Мерзликин. Но вот теперь эта человеческая судьба, как и множество ей подобных, перешла в область игрового кино, которое, возможно, поможет изменить ситуацию более, чем дипломаты, документы, чиновники и юристы. За этот неподъемный труд взялись продюсеры картины, авторы сценария и режиссер Слава Росс (он же - соавтор сценария). Мы видим историю любящей семьи, у которой отняли ребенка, якобы за жестокое обращение с ним, и поместили в приют.

    Причина, по которой забрали мальчика не ясна из сюжета, более того - непонятна самим родителям - их играют Мария Миронова и Андрис Кейшс, которого все мы уже знаем по фильму "Нелюбовь" Андрея Звягинцева - там он сыграл бизнесмена, нового партнера главной героини (Марьяна Спивак). Ситуация усугубляется тем, что отец семьи баллотируется в президенты страны. И ему предстоит определиться - то ли его семья - это вся страна, то ли его семья - это его семья. Русская жена, сын и старенький отец, который доживает свой век в доме престарелых. В этой роли - изумительный Юозас Будрайтис. А сиделку играет латышская актриса Мирдза Мартинсоне (ее работу в картине советского времени "Смерть под парусом" невозможно забыть).

    Заметная актерская работа в фильме - политтехнолог будущего президента - актер Гундарс Аболиньш, нынче весьма востребованный на Западе. Но лучше всех играет мальчик - Арсений Ромашин. Кастинг на эту роль был очень серьезный. Только на последнем этапе - 130 детей. В итоге нашли ребенка, который не просто внешне похож на Марию Миронову и Андриса Кейшса, но и был в состоянии справиться с такой глубокой эмоциональной ролью, какую и иной взрослый заслуженный артист не осилит.

    Картина, съемки которой уже и поступок, и гражданская позиция, построена на противостоянии холодных безэмоциональных финнов (действие происходит в Финляндии) и русских, которые привыкли открыто выражать свои чувства, бороться, если нужно. Одни - приверженцы строгой буквы закона, другим закон не писан, если нужно добиться своего. Но, если русская мать плачет и страдает, то по понятиям Финляндии она - психически неуравновешенна.

    Если русская мать плачет и страдает, то по понятиям Финляндии она - психически неуравновешенная

    В начале просмотра фильма мешает решение авторов наделить всех зарубежных героев "скандинавским" акцентом. Но затем история побеждает и уводит от этих ощущений. Как вернуть ребенка в семью, в ситуации, когда государство выделяет деньги на приюты и считает себя чем-то более важным, чем мать или отец? Кто знает, кто имеет право выражать интересы детей, представлять, понимать, говорить от их имени? В картине затронуты и вопросы веры. Дина Корзун блестяще играет эпизод - представительницу движения "Русские матери". Один из диалогов: ее - мать, у которой система отняла ребенка спрашивают: "Как же вы живете?" "С радостью! - отвечает она. - Каждый день готовлюсь к встрече!"

    Думается, Первый канал с радостью принял эту картину еще и потому, что в ней показана сила поддержки русскими людьми друг друга. Возможность именно в нашей стране спастись от неблагоприятных ситуаций, в которые попадают российские женщины, когда выходят замуж за иностранцев и переезжают в другие страны, даже не потрудившись изучить местные законы. Однако, система ювенальной юстиции преображается в России очень быстро. Что будет далее? Как сказано выше, на решения, возможно, повлияет и это кино.

    По словам продюсера картины Андрея Феофанова, авторы картины -  единомышленники. Их позиция заключается в том, что семья - это главное, и ее нужно сохранять. В жизни из-за разницы менталитетов, законов и прочих преград, счастливые концы у подобных историй практически невозможны. Фильм Славы Росса дает Надежду. Вселяет Веру. И приносит Любовь. И это - практически первая художественная картина, в которой решились затронуть эту больную тему.

    ...А Ирина Бергсет выступила одним из консультантов этого фильма. Детей ей так и не удалось вернуть, насколько известно автору этой статьи.

    Кстати

    В том, что этот фильм, снятый годом или двумя ранее, выходит в 2017 году, в том же, когда к нам пришла картина "Нелюбовь", есть важный смысл.  Фильмы дополняют друг друга. И дело не только в том, что они объединены одним актером, играющим главную роль, и общей темой семьи и жизни в ней ребенка, но и некоей интонацией и глобальным подходом. Семья, личное, здесь как выход на серьезные межгосударственные и общественные проблемы. И в обоих случаях - это режиссерский крик души.

    Между тем

    В этом году картина "Сын" представлена на ряде фестивалей и собирает награды - рассказанная история и профессионализм исполнения не оставляют равнодушными киносообщество и первых зрителей. Можно привести в пример такие киносмотры, как "Окно в Европу", "Амурская осень", "Лучезарный Ангел", "Сталкер" и другие. На только что завершившемся российско-британском фестивале SIFFA жюри под председательством обладателя "Золотой Пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля (1986 год) и неоднократного номинанта на премию "Оскар" Ролана Жоффе вручило фильму "Сын" призы за лучшую режиссуру и лучший дебют (Арсений Ромашин).

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться