Орловский аэроклуб получил вторую жизнь

Брянская военная прокуратура после публикации в "РГ" от 14.11.17 возбудила уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в отношении бывшего руководства Центрального планерного аэроклуба имени Сергея Анохина (ЦПАК).

Напомним, что клуб базируется в Орле. Его история превышает 70 лет. Он воспитал немало прославленных летчиков, спортсменов, чемпионов мира, Европы и СССР. Однако в этом году ЦПАК оказался на грани краха - "деловые партнеры" и бывшие работники завалили его исками о взыскании долгов и банкротстве. Центральный совет ДОСААФ России после вскрывшей значительные финансовые нарушения ревизии сменил в клубе руководителя. Новый директор - ветеран войны в Афганистане вертолетчик Евгений Митасов человеком оказался не только неравнодушным, но смелым и решительным. Он по крупицам восстанавливает, по сути, разграбленное хозяйство. Неизвестные украли два планера, разбили два самолета, спилили и увезли куда-то парашютную вышку и водонапорную башню, от котельной оставили голые стены. И это лишь часть содеянного.

Об этом рассказала "РГ" в материале "Крутое пике". Вскоре после публикации следственный отдел ВСУ СК России по Брянскому гарнизону возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями). Уже есть подозреваемые, но в интересах следствия не станем называть имена. Расследование вскрывает все новые факты. 

Например, всплыла подозрительная активность ряда ООО, которые пытались увести у клуба всю авиатехнику. Или такой факт - за несколько дней до того, как с территории аэродрома в пригородной Пугачевке, где находится почти все имущество ЦПАК, стали таинственно пропадать такие объекты, как парашютная вышка и котлы отопления, руководство сняло охрану. Официально сторожей убрали потому, что не было денег на их зарплату. Сейчас же возникло подозрение, что ЦПАК копил долги искусственно - то есть для того, чтобы неплохо зарабатывать. Например, на недвижимости. "РГ" писала о том, что в предыдущие годы клуб сдал в аренду почти все, себе оставили два кабинета, здание на улице Комсомольской - единственное, которым владеет в самом Орле. Это центральная магистраль, место очень привлекательное для коммерсантов. На первом этаже работает бутик и ресторан, швейная мастерская и кафе - субарендаторы.

Сообща они ежемесячно платят около 600 тысяч рублей. До клуба все это время доходило чуть более десяти тысяч, да еще он обязан оплачивать всю "коммуналку". Зачем заключали невыгодные договоры? И куда уходит разница? В карман арендаторам - фирмам, в учредителях которых оказались экс-работники клуба. После публикации в "РГ" субарендаторы решили перезаключить договоры напрямую с клубом. Он фактически вернул себе контроль за двухэтажным зданием, на которое уже положили глаз кредиторы: существовал риск того, что здание отберут за долги прошлых лет. Прямая аренда даст деньги, которых так не хватало.

Новому директору досталось тяжелое наследство. Ангары находились в ужасном состоянии - внутри все было разбито, в окнах не было стекол. Отопление не работало, ведь из котельной вывезли все, даже трубы. Электричество не работало, крыши протекали. Большая часть техники, а это еще и значительный автопарк, была не на ходу.

После публикации в "РГ" субарендаторы решили перезаключить договоры напрямую с клубом

Сейчас клуб не узнать. Сменили работников. Новые на чистом энтузиазме отремонтировали ангары, кровлю, утеплили стены, вставили стекла, восстановили электропроводку. Отремонтировали и старенький трактор, который бегает теперь как новый. Реанимировали УАЗ-"буханку". В ангарах стоит семь самолетов, но пока ни один из них летать не может - двигатели оказались нерабочими. Так бы и сгнили. Но теперь месячной аренды за здание в Орле хватает на ремонт одного самолета, то есть примерно через семь месяцев их собираются привести в порядок.

У клуба осталось 45 планеров, произведенных в основном в советское время в Польше и Чехословакии. Но это как раз тот случай, когда возраст не помеха. Они изготовлены из прочного пластика и при должном уходе могут прослужить не одному поколению. Планеры аккуратно разобраны и законсервированы, все детали тщательно и заботливо смазаны маслом.

В будущем году начнется восстановление гостиницы - той самой, что всего за несколько лет превратилась в "памятник забвения". Говорят, зданием заинтересовались инвесторы. Готовы вложить средства в ремонт. Да и почему бы не заинтересоваться? Здесь успешно проводили соревнования самого высокого уровня. Есть вероятность, что через два-три года Орел вновь сможет принимать такие старты.

Корреспондент "РГ" встретился с Евгением Митасовым, пообщался с работниками. Они рассказали, что ощутили поддержку. Еще два месяца назад их проблем будто не замечали. А теперь и врио губернатора Андрей Клычков обмолвился о том, что клуб надо возрождать. Неудивительно: ведь аэроклуб - единственное, что есть у региона на уровне спорта высоких достижений. А еще он относится к системе ДОСААФ и не просит средств из казны области.

Но проблемы остаются. До сих пор не возбуждено дело по факту кражи важнейших документов из помещения клуба. Она произошла в те дни, когда менялось руководство. Кто-то взломал дверь и проник внутрь, после чего исчезли бухгалтерия за последние годы и формуляры - летные паспорта. Из-за этого клуб в 2017 году не провел ни одного полета. Без формуляра поднимать в небо нельзя ни планер, ни самолет. Митасов и его команда восстанавливают документы, но работа крайне сложная и кропотливая. Формуляр - это не просто паспорт летного средства, это его дневник. В нем отмечается все, что происходит с воздушным судном, каждая мелочь - полеты, ремонт, техобслуживание и прочее.

Заявление о краже с взломом было подано в полицию. Прошло почти полгода, но дела нет. Возможно, кражу формуляров раскроют брянские военные следователи - в рамках расследования.

- Приезжайте к нам через год - не узнаете, - сказал на прощание Евгений Митасов. - Мы сделаем все возможное, чтобы аэроклуб получил вторую жизнь. Скоро начнем летать, установим парашютную вышку, восстановим то, что разрушено, вернем международные соревнования. Сделаем так, чтобы орловский аэроклуб повышал престиж нашей страны в глазах иностранных делегаций. Ведь это - наше национальное достояние.