В интервью "РГ" Глеб Никитин рассказал, за счет чего власти региона намерены достичь этой амбициозной цели.
Глеб Сергеевич, по вашему поручению правительство области утвердило дорожную карту повышения конкурентоспособности предприятий региона. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы местных производителей? Кому они уступают в конкурентной борьбе и почему?
Глеб Никитин: Главные проблемы наших производителей на виду. Это недостаточный объем инвестиций на обновление основных фондов, высокий средний возраст материально-технической базы, низкая степень участия в процессах совершенствования и развития производства. Если продолжать то, это снижение потребительского спроса на продукцию, недоступность банковских кредитов из-за высоких процентных ставок, неплатежи за поставленную продукцию, значительный рост цен на комплектующие и материалы, а в некоторых отраслях - и отсутствие доступного сырья, которое выгоднее продавать за рубеж. Можно много на эту тему говорить.
В таких условиях основная задача наших предприятий - максимально обеспечить внутренний рынок. Я встречался с промышленниками, представителями нижегородского бизнеса. Многие из них говорят, что одна из самых главных трудностей в работе с госзаказчиками - это непредсказуемость. Неизвестно, какие требования к закупкам будут предъявлять через год, пять лет. Это значит, что сложно планировать развитие предприятия, потому что неизвестно, может ли оно рассчитывать на заказ.
Сегодня нужно как можно быстрее включать в производственные процессы экономики принципиально новые организационно-управленческие, технические решения. В первую очередь, это технологии информационного моделирования, способствующие повышению рентабельности и конкурентоспособности предприятий. Для этого и был разработан перечень мероприятий дорожной карты.
И если уж разговор зашел о планах госзакупок, то могу вам сказать, что они будут вестись с использованием сервисов государственной информационной системы промышленности (ГИСП) Минпромторга России.
Никто не оспорит тот очевидный факт, что потенциал нижегородских предприятий огромен. Предприниматели и промышленники региона сегодня способны практически полностью обеспечить внутренний спрос, прежде всего, по государственным заказам. Мы очень рассчитываем на активную позицию всех участников этого процесса, ведь от этого во многом зависит будущее нашей области через 5-10 лет.
Убежден, что Нижегородская область должна стать регионом-лидером по "оцифровке" промышленности. ГИСП - это электронный ресурс, в котором промышленность нуждалась давно. Не секрет, что сегодня многие предприятия переплачивают за товары и услуги, которые они могли бы приобрести на более выгодных условиях у других поставщиков. Иногда промышленники даже не знают, что необходимую им продукцию производит соседнее предприятие, причем по более низким ценам, чем их привычные поставщики из-за пределов региона.
По предварительным оценкам, нижегородские предприятия могли бы сэкономить на закупках миллиарды рублей, если бы располагали более полной информацией о возможностях отечественных производителей. Работа ГИСП позволит решить эту задачу. Очень важно и то, что ГИСП облегчит промышленникам доступ к получению госзаказов.
Да, в дорожной карте речь и идет о том, чтобы облегчить производителям доступ к госзаказу благодаря формализации требований к товарам и услугам, их планированию на несколько лет. Какого бюджетного, налогового эффекта правительство региона ждет от этих мер в ближайшей и среднесрочной перспективе?
Глеб Никитин: Должен заметить, что "оцифровать" бюджетный и налоговый эффект от реализации именно этой дорожной карты так сразу нелегко, это долгоиграющая пластинка. Исходя из складывающихся тенденций, объем промышленного производства по итогам 2017 года, по нашей оценке, вырастет на 4 процента к уровню 2016-го (в сопоставимых ценах). Аналогичный прирост ожидается и в обрабатывающей промышленности - мы предполагаем, что объем производства там зафиксируется на уровне 1,2 триллиона рублей.
Физические объемы обрабатывающих производств в 2018-2020 годах прогнозируются с ежегодным ростом 102,5-102,7 процента. Прогноз формировался с учетом планов развития ключевых предприятий области на среднесрочную перспективу. Объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам в 2018 году мы прогнозируем в 1,282 триллиона рублей, в 2019-м - 1,368, в 2020-м - 1,463. Отсюда можно прогнозировать и налоговый, и бюджетный эффект.
В регионе состоялось первое заседание Координационного совета по импортозамещению. На ваш взгляд, по каким направлениям нижегородские производители могут быть наиболее успешны в этом плане? Какая наша продукция может заменить импортную без потери в качестве и цене?
Глеб Никитин: Программа по импортозамещению была разработана на федеральном уровне, потом появились новые направления в действиях правительства области. Прежде всего, в регионе проведена масштабная инвентаризация производственной и технологической базы предприятий, в том числе по перечню продукции, доля импорта которой имеет критические значения для отечественной экономики. Всю информацию о возможностях наших предприятий направили в федеральные министерства. В итоге, нижегородские предприятия были включены в федеральные отраслевые планы импортозамещения по 28 технологическим направлениям, в том числе в таких отраслях как авиационная, автомобильная и радиоэлектронная промышленности.
Также совместно с Минпромторгом РФ областное правительство оказывает содействие нижегородским предприятиям в получении прямой финансовой помощи из фонда развития промышленности, в первую очередь направленного как раз на поддержку проектов по импортозамещению.
Здесь я хотел бы отметить, что Нижегородская область уже на протяжении многих лет является лидером среди регионов Приволжского федерального округа по количеству созданных передовых производственных технологий.
Три четверти используемых в нашем регионе передовых производственных технологий применяются на обрабатывающих предприятиях, из них почти треть - на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования. На наших предприятиях из отечественного сырья производится продукция мирового уровня. Благодаря этому они наращивают несырьевой экспорт и являются конкурентоспособными за рубежом.
Шесть отраслевых научно-технических советов (НТС) созданы при региональных министерствах. Как будут формироваться эти советы, сколько представителей бизнеса сможет войти в каждый совет? По каким принципам будет происходить отбор?
Глеб Никитин: На сегодня уже сформированы постоянно действующие НТС по импортозамещению при профильных органах исполнительной власти Нижегородской области. Это областные минпром, минсельхоз, минстрой, мининформ, минздрав и минтранс. В эти советы входят представители курируемых ими предприятий по профилю работы.
Чтобы войти в состав НТС предприятию необходимо направить официальное письмо в министерство промышленности о целесообразности включения в работу НТС. Основной критерий для отбора - это производственная деятельность. Количество представителей предприятий в составе НТС не ограничено. На сегодня, к примеру, в состав НТС нашего минпрома входят около 40 представителей промышленных предприятий области.
На заседаниях НТС руководители предприятий будут предметно рассматривать планируемые госзаказы и проектную документацию, смогут открыто высказать свои замечания к конкретным госзакупкам органов исполнительной власти региона, а также представить свои предложения по развитию импортозамещения в Нижегородской области.
Еще одним немаловажным аспектом работы НТС будет формирование закрытого перечня характеристик закупаемой продукции, которые госзаказчик может использовать в тендерных процедурах. Тем самым правительство Нижегородской области планирует исключить возможности для предъявления к производителям необоснованных требований со стороны госзаказчиков. Аналогичная работа будет проведена и со стороны головных исполнителей по госконтрактам при осуществлении ими закупок по субподрядным договорам. Вся работа будет проводиться дистанционно с использованием сервисов ГИС Промышленности.
Недавно в регионе состоялось публичное обсуждение с министром РФ Михаилом Абызовым работы федеральных контрольно-надзорных органов. А что касается региональных органов - чего ждать бизнесу в ближайший год-два, ожидается ли снижение числа проверок, какие-то новеллы в законодательстве, упрощающие открытие и ведение бизнеса?
Глеб Никитин: Сейчас в стране идет реформа контрольно-надзорной деятельности. Повышенное внимание к ней обусловлено тем, что контроль и надзор существенно влияют на предпринимательский климат. На долю региональных органов власти сегодня приходится примерно 35 процентов от общего числа проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей. В Нижегородской области контрольно-надзорной деятельностью занимаются 16 органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление 19 видов контроля. К реформированию своей деятельности они приступили в нынешнем году.
В октябре Правительство РФ на парламентских слушаниях в Госдуме представило законопроект о госконтроле, где закрепляются все новации, реализуемые в рамках приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности". Главная новация этого законопроекта - внедрение в надзорных ведомствах систем управления рисками. Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контроля на объекты повышенного риска и на граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. Предприятия, отнесенные к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство, освободят от плановых проверок.
В Нижегородской области по приоритетным видам регионального контроля (а это экологический, ветеринарный, жилищный и строительный надзоры, лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами, контроль в области их долевого строительства) планы проверок на 2018 год разработаны уже с учетом рискоориентированного подхода. В итоге по сравнению с планами на 2017-й число проверок по приоритетным видам регионального контроля сократилось на 14 процентов, а по отдельным видам - на четверть и даже более.
Законопроект также вводит общие подходы к оценке эффективности государственного и муниципального контроля. Теперь работа инспекторов будет оцениваться не по числу проведенных проверок и выписанных штрафов, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба. Так что новый законопроект меняет вектор работы контролеров с поиска нарушений на их профилактику.
Эта реформа рассчитана до 2025 года, но думаю, уже в ближайшие годы предприниматели смогут почувствовать снижение административной нагрузки, а значит, больше сил направить на развитие своего дела.