Сейчас проводятся круглые столы с представителями разных фокус-групп. Первыми свое видение высказали творческая интеллигенция и блогеры - тут мнения оказались диаметрально противоположными. Одни категорически отказали региону в уникальности, другие подошли к вопросу взвешенно, предлагая использовать для продвижения историко-культурные особенности. Обсуждение в этой группе, к слову, показало одну важную вещь: мало кто имеет адекватное представление о том, что такое бренд, считая его то ли картинкой, то ли значком.
Более осведомленными, как и ожидалось, оказались игроки туристического рынка.
Председатель Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов признал, что из-за отсутствия туристического имиджа даже на тематических выставках российского масштаба "республика выглядит бледно".
Очевидный факт: для того чтобы Башкортостан знали и узнавали, его образ должен быть ярким и "говорящим" или, по определению руководителя одной из туробъединений, точкой фокусировки.
Поэтому предлагалось не изобретать велосипед, а использовать то, что есть. В частности, такие раскрученные и известные образы, как курай, мед, пчела, башкирская лошадь памятник Салавату Юлаеву, сарматское золото, этнографические составляющие.
Как отметил директор турфирмы Николай Кочнев, мед, сами башкиры в национальных одеждах, история края - уже сами по себе бренд. С ним согласна преподаватель академии госслужбы и управления Нина Филиппова, которая по опыту знает, что в Башкирию люди едут, чтобы увидеть башкирское.
- Этническая составляющая - сильное начало. Овеянные легендами места, эпос - вот наша уникальность. К этому уже прикладываются приключенческий туризм, горнолыжка и все остальное, что так востребовано, - говорит директор Национального туроператора "Урал-батыр" Кинья Кускильдин.
По словам директора Конгресс-бюро РБ Николая Фадеева, гостям республики, которые посещают ее для участия в каких-то мероприятиях, так называемым деловым туристам, интересна этника - как в классическом ее понимании, так и в альтернативном, осовремененном виде.
- На выездных мероприятиях корпоративным заказчикам интересно получить уникальный опыт, который можно вынести из этого конкретного места, - сказал он. - Нельзя забывать, что бренд - инструмент повторной продажи. Приезжающий должен получить то, за чем приехал, его нельзя разочаровывать. Тогда он вернется к нам не раз.
Отметать то, что есть только на этой земле и больше нигде в России, пожалуй, действительно неразумно. Но некоторые представители тубизнеса называют мед и пчелу рудиментом, не дающим двигаться вперед, на что получают решительный отпор.
- Пчела - это для нас замылено, привычно и потому кажется, что не сработает, а для гостей - то, что надо. Людей поражает, какая у нас нетронутая природа, многообразие ландшафтов, и всего лишь в двух часах лета от Москвы. Потому и едут сюда,- говорит организатор экскурсий выходного дня Валерий Кузнецов.
Отельеры также считают, что визитной карточкой региона был и остается башкирский мед.
Нет единства мнений и по вопросу, как называть республику - Башкирия или Башкортостан. Кинья Кускильдин отметил: как мы будем продвигать регион, так он и будет восприниматься вовне.
Юлдаш Юсупов, руководитель центра социокультурного анализа Института стратегических исследований уверен, что если оба названия будут работать, то не обязательно выбирать что-то одно.
- Европейцы еще с XIV века знают нашу территорию как Баскардия, то есть Башкирия. Башкортостан - больше гражданский, политический термин. - К образу Башкирии надо подходить с тех позиций, что именно у нас, на Южном Урале, зарождалась человеческая культура. Это Шульганташ с рисунками эпохи палеолита - ровесник других аналогичных памятников. Странная ситуация возникает, когда Шульганташ не может конкурировать с рядом стоящим Аркаимом, находящимся в неудобном месте. При очевидных преимуществах мы не можем его продвигать, не говоря уже о семантической нагрузке. Кроме того, именно здесь стоял древнейший город, существовавший с пятого века, - Древняя Уфа.
Владислав Новиков, представляющий кластер "Легенды Урала", обозначил еще одну проблему, с которой сталкивается на каждом шагу. Никто не ассоциирует Башкирию с Южным Уралом и с Уралом вообще, считают, что это относится к Челябинской и Свердловской областям. Блогер Раис Габитов подтвердил, что ему также приходится втолковывать туристам из других регионов, что уже само название Урал - башкирского происхождения. Но не будешь же каждому читать лекцию о возникновении Челябинской области на территории Башкирии - так именовались в далеком прошлом земли от Волги до Тобола в далеком прошлом назывались Башкирией. Представители туристического рынка республики настаивают, что названия Урал и Южный Урал необходимо использовать при продвижении региона.
На данном этапе участники дискуссий заполняют опросные листы, которые будут тщательно проанализированы. Следующим шагом станет обобщение опыта продвижения дестинаций, схожих с Башкирией по особенностям туристического продукта и туристической логистики.
И уже "сухой остаток" обсудят эксперты международного уровня, которые помогают уфимским коллегам. В группе - 19 ведущих специалистов по брендированию из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
До 30 марта госкомтуризм получит туристический логотип Башкирии, сопровождающую его концепцию, презентацию и брендбук.
Ильшат Байбурин, арт-директор брендингового агентства - победителя конкурса:
- Визуальный образ будет создан на основе единой концепции, платформы, что в свою очередь требует большой аналитической работы. Поэтому на первом этапе проводится исследование целевой аудитории для выявления опорных точек: с чем ассоциируется республика, какие индивидуальные особенности имеет, какие визуальные элементы помогли бы региону стать узнаваемым в России и за рубежом и так далее.
Идеальной можно считать ситуацию, при которой итог нашей работы отвечал бы не только задачам туристического бренда. Такой задачи перед нами не ставится, но было бы интересно создать единый мощный образ территории, работающий на привлечение не только туристов, но и инвесторов.
2,7 миллиона рублей составляет стоимость контракта на создание туристического бренда РБ.