19.12.2017 17:06
Поделиться

В Москве представили комедию "Смерть Сталина"

Московской прессе показали "Смерть Сталина" - фильм, который интригует российскую публику давно, со дня его успешной премьеры на фестивале в Торонто в сентябре.

Интригует, понятно, темой, которая для России актуальна по-прежнему - причем не только в буквальном, но и в фигуральном смысле: придет ли смерть сталинизму в сознании масс?

Интригует именем автора картины - британского сценариста и режиссера Армандо Ианнуччи, который карьеру свою построил на политической сатире, сделал нашумевшую картину "В петле" о военной истерии в США, снял злой телесериал "Вице-президент" о политических играх в высших эшелонах власти - эту картину считают самой сильной политической сатирой со времен "Доктора Стрейнджлава" Стенли Кубрика… 

"Смерть Сталина" в основе имеет так называемый "графический роман" - в просторечии - комикс, книжку-картинку Фабьена Нури и Тьерри Робина. Но если всмотреться в строй и стиль изображения, в суровую отстраненность от таких "неприкосновенных" материй, как смерть, да еще лидера нации, да еще кумира миллионов, - то легко увидеть родство картины с одним из ключевых эпизодов фильма Алексея Германа "Хрусталев, машину!". Умирающий на грязном топчане грозный старик, хрипя и пукая, испускает дух. Это и есть бывший диктатор. Так у Германа.

В фильме Армандо Ианнуччи примерно так все и происходит: на грязном кремлевском ковре, в луже собственной мочи, захлебнувшись от собственного злобного гогота. А так как страна объята страхом, то даже охрана сталинского кабинета не рискует заглянуть внутрь, чтобы понять источник странного шума. Все лучшие врачи по доносу Тимашук уже расстреляны или рубят лес в ГУЛАГе - вот тиран и умер один и без помощи.

Все это подано предельно физиологично, зло, одномерно, как и положено в комиксе. Ощущение, что с экрана смердит. Даже в сценах с еще живым Сталиным (Эдриан Маклафлин), с его скабрезными шуточками на кремлевских застольях. И уж точно - в сценах со сворой человекообразных членов политбюро, которые, трясясь от ужаса и неутоленных амбиций одновременно, расталкивают друг друга в видах перехватить ускользающую из рук власть. Хрущев, Косыгин, Булганин, Маленков, брутальный Жуков и, самая яркая фигура фильма, - хитромудрый палач Берия.

И мумией - Сталин, который даже после смерти еще пытается встать - призраком, претендующим на бессмертие.

Светлым лучом в темном царстве становится пианистка Мария Юдина в исполнении Ольги Куриленко: она записывает в радиостудии фортепианный концерт и вместе с пластинкой посылает Сталину записку ненависти.

Определенные симпатии способна вызвать Светлана Аллилуева (Андреа Райсборо) - фигура, явно травмированная этим макабрическим миром власти бесконтрольной, невежественной и насквозь циничной. Актеры знаменитые: Стив Бушеми в роли Хрущева, Джеффри Тэмбор - Маленков, Джейсон Айзекс - Жуков, Саймон Рассел Бил - Берия. Дубляж очень неплох - наши актеры прониклись благородной миссией и внесли свой вклад в дело развенчания зловещего фантома.

Да, это комедия, но совсем не смешная. Скорее страшная и неправдоподобная, как кощеево царство. Сознание, что при всей гротескности это в основе - все-таки суровая правда, оставляет чувство шока и бессилия. Кафка отдыхает, это уже Гойя, умноженный на Босха и помещенный в московские реалии. Получился довольно грубый, но, увы, справедливый трагифарс. Им там со стороны его делать легко и, возможно, забавно. Мы в нем прожили без малого век, нам это - кровью сердца.

Выйдет ли картина в России - пока сказать не может никто. Ее затребовали в общественный совет Министерства культуры для экспертизы - не оскорбит ли кого такой ракурс взгляда на советскую историю и можно ли дать такому фильму прокатное удостоверение. То, что повод для оскорбленности можно увидеть в чем угодно, и что в стране обязательно найдется человек, всегда готовый чем-нибудь оскорбиться и стать знаменитым, - после невинной, как выяснилось, "Матильды" не сомневается никто. Поэтому теперь главный вопрос - наберется ли Россия храбрости взглянуть на свою историю глазами именитого британского автора, увидеть струпья собственного прошлого под лупой сатирического кино. Ведь определил же классик, что мы-то себя можем критиковать сколько угодно, а от иностранца хулы не переживем. Позиция для наших времен неконструктивная, но тоже живучая.

Предложенные вам заметки - это первые впечатления. Более подробный анализ - когда фильм выйдет в прокат. Пока премьера запланирована на 25 января.