К помощи выездных ветеринарных служб сегодня прибегает 75 процентов владельцев кошек и собак, таковы результаты опроса, проведенного центром Tiburon Research. Во-первых, именно эти сервисы обычно оказываются в первых строках поиска в Интернете. Если у нас нет "своего" врача, мы естественным образом набираем первый же подходящий номер телефона из поиска. А во-вторых, многие владельцы животных действительно почему-то предпочитают "приходящего" доктора. Они убеждены, что удобнее не тащить питомца в клинику, а подождать врача на дому. Однако специалисты не считают эти аргументы убедительными. Именно "выездные" сервисы часто оказываются мошенническими, сообщил президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа. Такие сети представляют собой колл-центры, а не клиники, у выезжающих по вызовам "специалистов" часто нет ни ветеринарного образования, ни лицензии. Что и говорить, что такие "врачи" зачастую не лечат, а калечат.
Это подтверждают и владельцы животных, участвовавшие в опросе: результаты лечения питомца выездным доктором не устроили 62,5 процента участников опроса, а цену визита назвал завышенной каждый второй (56,3 процента).
При этом стоимость ветеринарных услуг велика: до 5 тыс. рублей в год тратят владельцы только на первичный прием и вакцинацию. Если животное заболеет, лечение обходится в 5-10 тыс. рублей.
Врач не в состоянии объяснить, что происходит с питомцем, на это пожаловались 37,5 процента опрошенных. "В условиях дома диагноз поставить сложно, поэтому обычно вызванный специалист дает самые общие объяснения", - прокомментировал глава Московской гильдии ветеринарных врачей Александр Ткачев. Но главное, что, не зная точного диагноза, легко ошибиться с лечением. "Многие вводят животному непонятный, якобы "универсальный" коктейль - димедрол, анальгин, антибиотик, - говорит Ткачев. - При этом, если человек совестливый, то он, конечно, назначит пройти анализы, чтобы скорректировать лечение. Но ведь бывает и так: говорит буду ездить каждый день, ставить капельницы "на всякий случай". Такое домашнее "лечение" - это потеря денег и, главное, потеря времени и лишние страдания животного".
"Любому здравомыслящему человеку должно быть ясно: полноценно обследовать животное можно только имея лабораторную базу и диагностическое оборудование, - поддержал коллегу руководитель ветклиники Владимир Митин. - Нам часто приходится сталкиваться с последствиями такого непрофессионального "лечения".
Если за ветклиниками еще как-то следят (за это отвечает Россельхознадзор), то выездные службы - это просто какой-то "неуловимый Джо". "Ветеринарный доктор, если он практикует как индивидуальный предприниматель, должен зарегистрироваться в налоговой инспекции и получить лицензию в местном органе власти, - говорит Сергей Середа. - Но, к сожалению, контролируется все это плохо, и это создает предпосылки для появления мошенников, которых интересует не оказание помощи животным, а извлечение выгоды". Что же делать? Наверное, выход один: не доверять слепо Интернету. Впрочем, многие так и делают: каждый третий выбирает клинику исходя из своего опыта, еще треть - по отзывам знакомых. Многие заядлые кошатники и собачники имеют "своего" ветеринара, услугами которого пользуются много лет. Вот в этом случае позвать проверенного врача на дом - это нормально. Правда, если животному не понадобится срочно обследоваться.
"Выбрать грамотного ветеринарного доктора в Интернете реально, надо только уметь это делать", - отметил Сергей Середа. Профессиональные объединения ветеринарных врачей поддержали проект PetStory: это первый поисковый ресурс, объединивший на данный момент более 80 реально работающих столичных и подмосковных ветеринарных клиник. В перспективе в него войдут и другие российские города. Чтобы быть включенными в поисковую систему, ветклиники должны подтвердить легальность своей работы и качество своих услуг - по сути речь идет о добровольном общественном контроле. "Подобные проекты помогут повысить уровень осведомленности потребителей и отсечь мошеннические ресурсы", - считает Владимир Митин.
1. Проводя поиск в Интернете, нужно проверить, существует ли клиника на самом деле, указан ли ее адрес. Или вас "с ходу" начинают уговаривать вызвать ветврача на дом: мол, в клинике инфекции, очереди, а дома вам сделают все в лучшем виде.
2. Посмотреть на сайте клиники, есть ли фотографии врачей, выложены ли их дипломы и лицензии, свидетельства о повышении квалификации и т.д. Проверить, не скопированы ли эти данные с других ресурсов.
3. Проверить наличие регистрирующих документов в самой клинике.
4. Позвонить в клинику и выяснить, какими возможностями она располагает, есть ли условия и оборудование, чтобы сделать рентген, УЗИ, провести анализы.
5. Изучить прейскурант - наличие перечня предлагаемых услуг и установленных цен на них. Мошеннические ресурсы часто завлекают невысокой стоимостью вызова врача "всего 499 рублей", но затем приходится платить отдельно за осмотр, консультацию, выполненные манипуляции.
1. Люди почему-то считают возможным кормить собаку или кошку со своего стола. Не считают нужным изучить потребности животного.
2. Допускают ошибки в воспитании и содержании: например, у собак сокращают до минимума прогулки, не нагружают животное физически.
3. Обращаются к ветеринарному врачу только по необходимости: если нужна вакцинация, кастрация или если животное заболело. На самом деле нормой должно стать проведение check-up - регулярный осмотр и обследование животного, чтобы отследить развитие серьезных заболеваний на ранней стадии.