- 22 января у меня будет юбилей, - шутит Валерий Подъячий. - В этот день исполнится ровно 10 лет с того момента, как на Украине меня начали преследовать по уголовной статье за сепаратизм.
"РГ" уже рассказывала о борьбе пророссийского активиста за возвращение Крыма в состав России. Тогда, осенью 2007 года, преподаватель математики Таврического национального университета Валерий Подъячий подал в суд сразу два иска: об отмене украинской Конституции АРК и о возвращении Крыма в состав России. До Крымской весны было еще долгих семь лет, да и вряд ли кто-то мог предвидеть, как будут развиваться события. Его шаг многие сочли безнадежным политическим донкихотством. А уже в январе 2008 года Служба безопасности Украины начала уголовное преследование активиста по статье 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность страны) Уголовного кодекса. 28 февраля 2011 года решением Апелляционного суда Крыма Валерий Подъячий и председатель Русской общины Евпатории Семен Клюев были осуждены на три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на год. Пройдя все судебные инстанции на Украине, активисты дошли до Европейского суда, но там их жалобу отказались даже рассматривать.
Казалось бы, после всенародного референдума в марте 2014 года все должно было стать на свои места, и клеймо сепаратиста с Подъячего и Клюева снимут, но этого не произошло. Более того, в 2015 году Валерий потерял работу в университете. Педагог встал на учет в центре занятости, но преподаватель вуза не смог найти работу даже в школе. В конце концов, математик согласился работать сторожем, но и эту вакансию ему не дали. Везде требовалась справка о несудимости, но ее у активиста не было. Когда же в очередной школе ему отказали в работе, указав на уголовное прошлое, терпению пришел конец и Валерий решил судиться. 27 июля нынешнего года Киевский районный суд Симферополя отказал в удовлетворении исковых требований Подъячего, решив, что на работу его не принимают на законных основаниях.
"Приговор в отношении Подъячего В. В., принятый на территории республики до 18 марта 2014 года, имеет ту же юридическую силу, что и судебные решения, принятые на территории РФ, - говорилось в решении суда. - Сам по себе факт принятия РК в состав России не является основанием для признания приговора в отношении Подъячего В. В. Недействительным". Кроме того, крымская Фемида отметила: "он имел судимость за преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, что в соответствии со статьей 331 ТК РФ является ограничением допуска его к педагогической деятельности".
Но разве может закон предусмотреть все жизненные ситуации? Активист подал апелляцию и дошел до Верховного суда Крыма. 8 ноября состоялось первое заседание судебной коллегии по гражданским делам, решившего направить материалы уголовного дела Валерия Подъячего для приведения приговора в соответствие с законодательством РФ.
Казалось бы, все понимали: судить активиста народного фронта за пророссийскую деятельность в составе Украины как минимум нелепо. Но взять на себя ответственность и снять обвинения с Подъячего похоже никто не решался. За это время о судьбе Валерия ходатайствовал заместитель председателя комитета Государственный Думы по делам СНГ Константин Затулин, а депутат Сергей Миронов направлял запрос в Генпрокуратуру РФ. Заместитель прокурора Крыма Сергей Булгаков ходатайствовал перед судом о приведении приговора в отношении Валерия Подъячего и Семена Клюева в соответствие с законодательством РФ. И вот состоялось заседание Верховного суда Крыма. Защита Подъячего и сам активист настаивали не только на отмене всех обвинений в сепаратизме, но и политической реабилитации "сепаратистов". Суд эти требования удовлетворил лишь частично. Все обвинения украинских судов в отношении активистов отменены, но в реабилитации отказано.
"Производство в отношении Подъячего В.В. по статье 110 УК Украины прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ. В связи с отсутствием в его действиях состава преступления, - говорится в решении суда. - В ходатайстве о признании права на реабилитацию отказать".
На отказе в реабилитации настаивал представитель прокуратуры, и суд занял его сторону. Почему принято такое половинчатое решение - непонятно. Возможно, все дело в финансовых последствиях для бюджета.
- Реабилитация - это широкое юридическое понятие, - говорит адвокат активиста Олег Бондаренко. - Помимо восстановления права на работу по специальности она может предполагать и компенсацию материального ущерба.
Возможно, кто-то побоялся создать прецедент, ведь Валерий Подъячий мог потребовать компенсации за годы, когда он вынужденно был безработным. Возможно все дело в этом. Но сам активист говорит, что материальная сторона и даже право вернуться к занятию любимым делом для него не так важны, как моральная реабилитация.
- Я не удовлетворен решением суда, - говорит Валерий Подъячий. - Мое доброе имя не восстановлено, поэтому буду подавать апелляцию, пока не добьюсь права политической реабилитации.
На обжалование решения суда у активиста есть 30 дней. "РГ" будет следить за этим процессом.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"