До вчерашнего дня в мостовом полотне, соединяющем Крым и Кубань, был всего один разрыв - между опорой N 253 и фарватерной опорой N 254. И после соединения мостовых пролетов с автодорожной аркой с таманской стороны оставался самый сложный участок, где трасса делает вираж, огибая мыс Ак Бурун. Его проектировщики сделали ради сохранения памятника исторического наследия "Крепость Керчь", расположенного на мысе.
Сегменты моста укрупняли на стапеле, затем их двигали в сторону фарватера с помощью мощных домкратов. При этом больше километра надвижка шла не прямолинейно, а с соблюдением проектного радиуса. О масштабе операции красноречиво говорят цифры: общий вес пролетов между 34 морскими опорами от керченского берега до фарватерной арки - почти 20 тысяч тонн. Когда все детали этого гигантского мостового конструктора собрали в одно целое, настал тот самый волнительный исторический момент соединения двух берегов. Длина сплошной "нитки" мостовых пролетных строений автомоста - 19 километров. Их общий вес - более 100 тысяч тонн, включая 1,8 миллиона высокопрочных болтов и гаек. И все это гигантское сооружение держится на 288 морских опорах.
- Сегодня полностью видны очертания автодорожной части, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании "Стройгазмонтаж" Леонид Рыженькин. - Впереди - еще большая работа: опускание пролетных строений на опорные части, установка деформационных швов, укладка мостового полотна, обустройство самой дороги. А это - барьерное ограждение, мачты освещения, автоматика, системы управления дорожным движением. Все эти работы мы планируем в соответствии с графиком завершить в полном объеме в 2018 году.
Пока автодорожные пролеты замыкали просвет между берегами, дорожники уже вовсю асфальтировали готовые участки переправы. Например, участок сопряжения моста с автодорожным подходом со стороны Тамани длиной более 450 метров. Асфальт уложат длиной в три слоя общей толщиной 28 сантиметров. В целом асфальтобетонные работы на автомосту уже выполнены на 50 процентов.
Одновременно строители продолжают строить железнодорожную часть моста, движение по которой откроется в 2019 году. Готово уже более половины всех опор под железную дорогу. Укрупнительная сборка пролетных строений выполнена на 20 процентов от проекта. До конца зимы строители планируют приступить к сооружению пролетов под железную дорогу над акваторией Керченского пролива.
Движение по автомобильной части моста будет открыто до конца 2018 года, но уже сейчас завершается строительство базы для эксплуатации грандиозного инфраструктурного объекта.
- В январе-феврале 2018 года планируются пуско-наладочные работы на базе эксплуатации, - рассказал начальник ФКУ Упрдор "Тамань" Роман Новиков. - Это делается, чтобы организовать мониторинг работы сооружения в целом.