С 1 июля изменятся правила установления тарифов на электроэнергию

Приближающийся 2018 год принесет с собой ряд изменений в тарифной сфере. С 1 июля надбавка гарантирующих поставщиков к цене электроэнергии будет рассчитываться по новой схеме - с использованием метода сравнения аналогов или эталонного сбыта. В результате все гарантирующие поставщики, работающие в одном субъекте РФ, получат равные условия. Для них создается конкурентная среда, чтобы потребитель выбрал наиболее эффективного поставщика.

В настоящее время сбытовая надбавка гарантирующего поставщика устанавливается в виде формулы, не всегда понятной потребителям, и по большому счету представляет собой процент от стоимости электроэнергии, сложившейся на рынке. Необходимая выручка рассчитывается по методике экономически обоснованных затрат, в которой каждая статья вычисляется и обосновывается отдельно. В таком подходе есть серьезные неудобства, убрать которые и призвана тарифная реформа.

Например, в ряде случаев из-за несовершенств используемой до недавнего времени методики поставщики не имели возможности развивать сервисы для потребителей, но регулярно встречались с "непониманием" тарифных органов в части обоснованности заявленных ими расходов. Под видом заботы о потребителях сокращались затраты, которые и должны были обеспечить это удобство.

- Исторически у нас действовала система "затраты плюс", когда брали затраты сбытовых компаний, увеличивали их на инфляцию и так устанавливали тариф на следующий год. Такая система неэффективна, она не подстегивала эффективность и борьбу со снижением затрат, - говорит аналитик ВТБ-капитал по вопросам энергетики Владимир Скляр. - По новому методу ситуация становится намного эффективней. Условно есть какой-то норматив по расходам на разные статьи: на персонал, содержание помещений, выставление счетов, и сбытовые компании должны этих нормативов достичь. Если их расходы больше этих нормативов, они неэффективность оплачивают из собственного кармана. Если они очень эффективны, нашли какие-то передовые решения по снижению затрат, тогда они становятся более успешными.

Одним из сомнительных результатов предыдущей методики был заметный разнобой в уровне сбытовых надбавок по регионам. Разброс цифр в абсолютном выражении достигает порядков. Например, сбытовые надбавки в Ярославской области составляли всего две копейки за 1 кВт ч электроэнергии, а в республике Марий Эл - 61 коп., то есть в десятки раз больше. Объясняется это разницей сложившихся подходов со стороны местных властей, чьи полномочия позволяют регулировать рост тарифов в довольно широких пределах.

Реформа приведет энергетический рынок к более конкурентным условиям, сделав его эффективнее

Благодаря новой методике расчета сбытовой надбавки разброс существенно сократится, хотя региональные регуляторы сохранят возможность коррекции тарифов с учетом местных особенностей. В тех регионах, где надбавка окажется выше эталона, ее будут поэтапно снижать на протяжении двух лет. Там, где надбавку придется увеличивать, этот процесс растянут еще значительнее - до трех лет.

Еще одним плюсом новой "эталонной" модели станет исчезновение традиционных ежегодных споров между поставщиками и регуляторами по поводу основных статей затрат, включаемых в размер сбытовых надбавок. Процесс их установления станет прозрачным и понятным для всех участников рынка и будет происходить не ежегодно, как сейчас, а раз в три года. Также методика позволит минимизировать риски от деятельности недобросовестных сбытовых компаний, пользующихся сложным механизмом формирования величины надбавки в своих целях.

Достичь всего этого планируется за счет внедрения в схему расчетов заранее сформированных эталонов затрат, дифференцированных по группам потребителей, - своих для каждого региона и учитывающих масштабы деятельности гарантирующего поставщика. В зачет пойдут такие показатели, как плотность населения, развитие потребительской сети, величина зарплат и арендных ставок, уровень банковского сервиса. Такой подход должен повысить прозрачность финансовой деятельности энергокомпаний для акционеров, инвесторов и прочих участников рынка.

- Один из ключевых расходов любой сбытовой компании - это расход на персонал в разных областях. Это и снятие показаний счетчика, и выставление счетов, и сбор платежей по этим счетам. В перспективе автоматизация будет означать снижение персональных расходов и подстегивать сбытовые компании использовать передовые технологии и автоматизацию в своих ежедневных решениях, - уточняет Скляр. - Недавно был принят закон, который позволяет финансировать установку счетчиков с дистанционным методом считывания показаний за счет инвестпрограмм сбытовых компаний - это одна из первых ласточек глобальной автоматизации всего сектора.

Метод эталонов существенно упрощает порядок установления величины сбытовых надбавок благодаря определению эталонной выручки на основании эталонов постоянных затрат, установленных ФАС на три года, и переменных затрат - фиксированных величин резерва по сомнительным долгам и расходов на обслуживание кредитов. В результате гарантирующие поставщики получают возможность полноценно исполнять свои обязанности перед контрагентами на энергетическом рынке.

Переходить на эталонные надбавки энергетики будут не сразу, а постепенно, в соответствии с графиком, утверждаемым главой региона. Это обезопасит от резких колебаний тарифов потребителей электроэнергии. В свою очередь, сбытовые компании при расчете стоимости своих услуг должны будут руководствоваться экономической эффективностью и стремиться снизить финансовую нагрузку на потребителей - именно эти меры и стимулируют новые механизмы тарифообразования. Вслед за изменением правил расчета тарифов сбытовиков ФАС планирует заняться аналогичной реформой и в электросетевом секторе. Используемый сейчас "котловой метод" исчисления затрат на передачу электричества вызывает много нареканий у специалистов. Он, например, привел к бесконтрольному росту числа территориальных сетевых компаний.

Как заявлял замглавы ФАС Виталий Королев, когда новая методика расчета сбытовой надбавки поставщиков на деле покажет свою эффективность, ведомство вплотную займется подготовкой схожего регулирования в сетевой составляющей. В комплексе же, считают эксперты, вся реформа приведет энергетический рынок к более конкурентным условиям, сделав его эффективнее и подвижнее.