21.12.2017 03:25
    Отрасль
    Поделиться

    Как развивается трубопроводный транспорт в Сибири

    Иркутская область, Якутия, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область - совместная площадь этих российских регионов почти пять миллионов квадратных километров, треть современной России.

    На этой огромной территории ООО "ЦУП ВСТО" (дочернее общество ПАО "Транснефть") реализует порученные ему проекты по развитию трубопроводного транспорта страны.

    Иркутская область. На территории региона продолжается реализация проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ТС ВСТО). Символично, что именно здесь началось строительство одного из самых протяженных нефтепроводов в мире. И здесь же ТС ВСТО предстоит выйти на свою максимальную мощность - 80 миллионов тонн нефти в год.

    Реализация проекта по расширению ТС ВСТО поручена Обществу с ограниченной ответственностью "Центр управления проектом "Восточная Сибирь - Тихий океан". ЦУП строил ВСТО, успешно завершил проекты по расширению трубопроводной системы - сначала до 50 миллионов тонн нефти в год, затем - до 58 миллионов тонн. Регион хорошо знаком специалистам ООО "ЦУП ВСТО". За период реализации строительства первой очереди ТС ВСТО изучены его климатические условия и геология. По сравнению с Якутией, условия строительства проще: практически нет многолетнемерзлых грунтов, район менее сейсмоактивный, немаловажно и наличие развитой транспортной инфраструктуры.

    Из трех строящихся станций самое удобное расположение относительно дорожной инфраструктуры - у НПС N 3. Площадка строительства находится в Братском районе, всего в 34 километрах от крупного железнодорожного узла - города Вихоревка.

    НПС N 6 строится в Усть-Кутском районе, в 70 километрах от железнодорожной станции Лена (г. Усть-Кут). Логистические условия также весьма благоприятные - почти две трети пути проходит по дороге с асфальтовым покрытием (для строителей, привыкших к тайге и болотам, - настоящая роскошь), а последние 30 километров - лесовозная дорога.

    НПС N 9 - самая северная из новых станций, строят ее в Киренском районе. С точки зрения доставки грузов и людей, это самый непростой из трех объектов. От ближайшей железнодорожной станции Лена НПС отделяет 400 километров вдольтрассового проезда. Передвижение по нему разрешено только в светлое время суток, и порой на доставку грузов из Усть-Кута уходило до трех суток.

    Отличное знание особенностей региона строительства, мощностей имеющихся транспортных развязок позволило ЦУП ВСТО разработать оптимальные логистические схемы, на строящиеся станции были вовремя завезены необходимые материально-технические ресурсы. Спустя два года с начала строительно-монтажных работ, в декабре 2017-го, ЦУП ВСТО сдал в эксплуатацию три новых нефтеперекачивающие станции.

    Увеличение мощности ВСТО потребовало повышения надежности эксплуатации нефтепровода на фоне возрастающих нагрузок. Решением стало внедрение системы защиты нефтепровода по превышению давления. Проект реализовался на действующих НПС, расположенных преимущественно в Республике Саха (Якутия). На семи станциях было построено 14 резервуаров аварийного сброса нефти и 4 резервуара противопожарного запаса воды объемом от 700 до 5 тысяч кубических метров. В декабре 2017 года проект "Система защиты нефтепровода по давлению" был завершен.

    В Амурской области, в авангарде большого проекта по расширению второй очереди ВСТО (участок от НПС "Сковородино" до нефтепорта Козьмино), стоит НПС N 29. Станция стала первой из четырех новых НПС, которые должны "разогнать" ВСТО-2 до 50 миллионов тонн нефти в год.

    Строительство НПС N 29 завершилось в декабре 2017 года. И практически сразу же, без перерыва, ЦУП ВСТО приступил к реализации второго этапа расширения ВСТО-2, предполагающего строительство НПС NN 23, 26 и 32.

    В рамках реконструкции на действующей НПС N 27 будет построено два резервуара для хранения нефти объемом 50 тысяч метров кубических каждый.

    Несмотря на внушительный список проектов, завершение которых единовременно пришлось на конец 2017 года, ЦУП ВСТО удалось выполнить поставленную задачу - сдать все объекты в эксплуатацию в установленный срок. Новая цель также потребует мобилизации всего коллектива - вовремя организовать начало строительно-монтажных работ на новых площадках, расположенных на огромной территории Сибири и Дальнего Востока.

    Факты

    Проект "Расширение ТС ВСТО до 80 миллионов тонн нефти в год" предполагает два этапа. На первом будут построены три нефтеперекачивающие станции: НПС NN 3, 6 и 9. Срок реализации первого этапа: третий квартал 2015 г. - четвертый квартал 2017 года. На втором этапе будут построены еще три новые НПС: NN 2, 5, 7. Срок реализации второго этапа: четвертый квартал 2017 года - третий квартал 2019 года.

    Поделиться