Новости

21.12.2017 03:13
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

С холодным расчетом

Регионы Сибири объединились для реализации арктических проектов
Решить глобальную задачу освоения арктической зоны России невозможно без объединения всех заинтересованных сторон и эффективного взаимодействия сибирских территорий.
Самый северный международный порт России и крупнейший в Сибири - Дудинка - имеет стратегическое значение для развития арктических территорий. Фото: Александр Кряжев/ РИА Новости Самый северный международный порт России и крупнейший в Сибири - Дудинка - имеет стратегическое значение для развития арктических территорий. Фото: Александр Кряжев/ РИА Новости
Самый северный международный порт России и крупнейший в Сибири - Дудинка - имеет стратегическое значение для развития арктических территорий. Фото: Александр Кряжев/ РИА Новости

Арктические проекты дадут импульс развитию территорий и привлекут высококлассных специалистов. Кроме того, опробованная на арктических полигонах новая продукция станет конкурентоспособной и востребованной экономикой страны в целом.

С инициативой создать базовый каталог высокотехнологичной промышленной продукции и услуг для нужд арктической зоны выступила Омская область. Идею поддержали полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло и Минпромторг России, который дал задание - разработать общероссийский каталог. В его первую редакцию включено около семидесяти сибирских предприятий, выпускающих более трехсот наименований высокотехнологичной продукции. В их числе - АО "Радиосвязь" (Красноярск), Омский завод транспортного машиностроения, Институт прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН, Национальный исследовательский Томский политехнический университет и другие. Они успешно взаимодействуют с "Газпромом", "Норильским никелем", СИБУРом, "Роснефтью" и арктическими регионами - Республикой Саха (Якутия), Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Продукция омских, томских, красноярских и новосибирских предприятий уже стоит на арктических судах военного и гражданского флотов, эксплуатируется в авиации.

Красноярский край, Омская и Томская области уже работают по дорожным картам освоения продукции в интересах компаний "Газпром", ГМК "Норильский никель" и других. В реестре - транспортные средства, строительная и дорожная техника, энергетическое и электротехническое оборудование, средства связи, системы контроля, управления и диагностики, оборудование для добывающей промышленности, специальные конструкции и материалы.

К примеру, вездеходы "Арктика" омского производства уже пятнадцать лет используются для перевозок в труднодоступных районах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, Камчатского и Красноярского краев, на Дальнем Востоке. Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука Сибирского отделения РАН разработали оборудование, позволяющее вести геофизические исследования арктического шельфа с дрейфующих льдин. В Томском госуниверситете разрабатывают первую технологию кучного обогащения руды, содержащей ванадий и титан. Новый метод, в котором не будут использоваться вредные реагенты, актуален для использования в арктических регионах с хрупкой экологической структурой. Это особенно актуально, так как объемы добычи сырья на этой территории планируется увеличивать.

Вместе с тем, как считает полпред Сергей Меняйло, речь пока идет об ограниченной номенклатуре поставок по принципу "что мы можем предложить". В этом смысле дорожные карты являются скорее вынужденным, временным инструментом.

- Нужно создать систему, которая бы стимулировала заказчиков к приобретению отечественной продукции, к разработке и созданию востребованных для Арктики продуктов и технологий. Это послужило бы вовлечению огромных средств, которые арктические компании сейчас вынуждены тратить на импорт, в российскую промышленность и науку. В первую очередь речь идет о замещении иностранного оборудования российскими разработками, корректировке корпоративных планов арктических компаний и совмещении их с планами импортозамещения в промышленности, включая "оборонку". Еще один аспект - исключить нерациональные расходы на разработку и выпуск одинаковой продукции регионами, - говорит Сергей Меняйло.

Однако создание такой системы требует времени и решения ряда специфических задач, а также проведения серьезных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимы арктические полигоны для испытаний новой техники и оборудования, проработанные логистические схемы, расчеты по загрузке железнодорожных, водных и морских путей, чтобы инфраструктура (и, прежде всего, Северный морской путь) работала в интересах всех российских производителей, а не только арктических добывающих компаний. Наконец, нужны гарантии для разработчика, который готов вкладывать свои средства.

По словам полпреда, основная задача - создать условия, при которых научно-производственный потенциал неарктических субъектов Российской Федерации был бы активно вовлечен в процесс социально-экономического развития
Арктики, обеспечивал техническую и технологическую независимость государства при осуществлении арктических проектов.

Как известно, большая часть оборудования, которым пользуются полярники, импортного происхождения. В то же время российская техника, по оценке специалистов, на пятнадцать-тридцать процентов дешевле и по своим характеристикам не уступает зарубежной. В частности, успешный опыт применения оборудования томского производства есть у "Газпрома". Компания разработала дорожные карты взаимодействия с Иркутской, Томской, Омской областями - всего семьдесят предприятий работает по заказам газовиков. Но до сих пор нет единых требований (регламента) к продукции, которую планируется применять в сложных арктических условиях.

Сейчас в зоне внимания специалистов есть ряд проектов. Это, в первую очередь, создание специализированного транспорта для Арктики. Так, Улан-Удэнским авиационным заводом выпущен первый в мире арктический вертолет, и он уже проявил себя на "службе" в Вооруженных силах. Сейчас ведутся переговоры о поставках его гражданской версии. Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С. А. Чаплыгина совместно с Русавиапромом создан композитный самолет ТВС-2ДТС, который должен прийти на смену знаменитому "кукурузнику" (Ан-2). Омские производители готовы выпускать в необходимом количестве суда на воздушной подушке и грузовые платформы семейства "Арктика", а также быстровозводимые самоходные мосты.

В арсенале регионов - большой спектр оборудования для нефтегазодобычи, уникальные разработки институтов Сибирского отделения РАН.

Для того чтобы "продвинуть" новую продукцию на арктический рынок, нужна поддержка. Аппарат полпреда президента РФ в СФО ведет системную работу по вовлечению сибирских предприятий в федеральные программы поддержки. Созданы или находятся в стадии формирования региональные фонды развития промышленности, заключаются соглашения о взаимодействии с федеральным фондом по софинансированию проектов.

Свои предложения по данной теме представители регионов Сибири выдвинули на международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога", который в марте текущего года проходил в Архангельске. В июне в Новосибирске на международном форуме "Технопром-2017" руководителям регионов и предприятий ОПК была представлена вся информация об имеющихся и планируемых механизмах поддержки проектов, создания кластеров, промышленных парков и стимулировании экспорта со стороны минпромторга России, ВЭБа, Фонда развития промышленности, Российского экспортного центра. Все эти программы поддержки можно и нужно использовать при создании продукции для нужд Арктики.

В ноябре в рамках форума "Высокие технологии и техника для Арктики "ВТТА-Омск-2017" состоялось заседание совместной рабочей группы Уральского и Сибирского федеральных округов по содействию в продвижении научно-производственного потенциала регионов к реализации проектов в Арктической зоне. Его участники обсудили возможности, которые представляет госпрограмма. Как известно, 31 августа 2017 года правительством РФ утверждена государственная программа "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации в 2018-2025 годах".

- Важно определить подходы в реализации программы на основе имеющегося опыта работы, а также сформулировать наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы и предложить их на рассмотрение Государственной комиссии по вопросам Арктики на 2018 год, - отметил заместитель полпреда президента РФ в СФО, сопредседатель рабочей группы Вадим Головко.

Прямая речь

Сергей Меняйло, полпред президента РФ в СФО:

- Социально-экономическое развитие арктической зоны России - стратегический государственный приоритет. Это актуально для обеспечения безопасности государства и сохранения территориальной целостности, вовлечения ресурсного потенциала Арктики в экономику всей страны. Несомненно, это послужит росту производства во всех сопутствующих областях экономики - в науке, обрабатывающей промышленности, транспорте, связи и других, а также поможет решению большого спектра социальных вопросов, как в арктических территориях, так и в регионах-партнерах, прежде всего, сибирских. Освоение арктической зоны России невозможно без объединения всех заинтересованных сторон и взаимодействия власти, бизнеса, общества, а также Уральского и Сибирского округов.