Депутаты Ленобласти добавят льгот крупным инвесторам

С 1 января в Ленинградской области вступит в силу "Социальный кодекс" - свод региональных законов, который регламентирует предоставление помощи льготным категориям граждан. О том, какие изменения ждут областных льготников, и о наиболее заметных результатах работы парламента региона корреспонденту "РГ" рассказал председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин. Хотя начался разговор с предстоящей памятной даты.

Сергей Михайлович, в следующем году исполняется 75 лет с момента прорыва блокады Ленинграда. Какие меры поддержки и иные мероприятия разрабатывают депутаты в этой связи?

Сергей Бебенин: В январе Ленинградская область готовит большой праздник. Специально к 75-летию будет открыт новый музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда" в Кировском районе у Невского пятачка - на месте диорамы 1985 года. Сейчас в здании завершаются отделочные работы, наносят буквально последние штрихи.

Сегодня у нас действует ряд мер поддержки. Так, в бюджете Ленинградской области прописаны трансферты муниципальным образованиям на оказание финансовой помощи советам ветеранов войны. Мы обеспечиваем жильем всех блокадников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Есть областной закон о предоставлении денежной выплаты на проведение капитального ремонта индивидуального жилого дома. В рамках этого закона ветераны и блокадники могут отремонтировать дом, в котором они проживают, на сумму от 167,5 до 287 тысяч рублей.

Кроме того, блокадники, подпадающие под требования других льготных категорий граждан, получают выплаты в рамках Социального кодекса. Например, денежную компенсацию на капитальный ремонт, предусмотренную для граждан старше 80 лет, в стопроцентном объеме.

В Ленинградской области в этом году был принят Социальный кодекс - единый свод законодательства в социальной сфере, определяющий меры социальной защиты в зависимости от критерия нуждаемости. Он вступит в действие с января 2018 года. В кодексе прописаны все категории граждан, нуждающихся в государственной поддержке, и блокадники там тоже есть.

А как определен тот самый критерий нуждаемости? Кто-то может лишиться льгот в 2018 году?

Сергей Бебенин: Мы занимались разработкой кодекса больше года - обсуждали, определяли подходы. Основной принцип - помогать тем, кому это действительно необходимо. "Водораздел" между ними и теми, кто может прожить на свои, - ежемесячный доход в 29,7 тысячи рублей на человека. Если меньше, мы оказываем помощь и считаем, что такой подход справедлив.

Отдельным категориям граждан, кстати, с 2018 года будут увеличены уже действующие льготы - пособие на рождение ребенка, оплата взносов за капитальный ремонт, особенно пожилым людям. В четыре раза увеличится государственная социальная помощь при пожаре, в три раза - средства на приобретение лекарств, ежемесячные выплаты детям из малообеспеченных семей увеличатся в 1,3 раза. Мы должны прийти к тому, чтобы не осталось людей, которые живут с доходом ниже прожиточного минимума.

В новом году областной ЗакС будет работать в новых стенах. Почему депутаты решили съехать из здания на Суворовском, где бок о бок жили с правительством много лет?

Сергей Бебенин: Каждый сотрудник аппарата и депутат Законодательного собрания в соответствии с законом должен иметь оборудованное рабочее место. У нас такой возможности не было, один кабинет приходилось выделять на несколько человек. А ведь хорошего мало, если в кабинете три стола и 8 работников. Теперь мы получили здание на площади Растрелли, 2, где появилась возможность оборудовать все необходимые рабочие места. Проблема только с залом для заседаний. Пока будем пользоваться прежним залом в стенах правительства Ленинградской области, но проект зала в нашем новом здании уже есть.

Если постараться подвести итоги 2017 года для парламента Ленобласти, что бы вы отметили особо?

Сергей Бебенин: О Социальном кодексе я уже сказал. А на последнем в этом году заседании будем рассматривать изменения в налоговое законодательство: бизнесу, который приносит на территорию Ленинградской области инвестиции в размере от 50 миллиардов рублей, оно предоставит определенные льготы по налогу на имущество и прибыль. Вообще мы даем приличные льготы инвесторам, но, теряя доходную часть бюджета, мы должны опосредованно, через другие механизмы получать прибыль в будущем.

Развитие экономики - наша основа: все, что связано с инвестклиматом, с привлечением инвесторов, развитием территорий. Главное - заработать, а потом справедливо распределить средства. Из 140 миллиардов рублей доходов областного бюджета мы сейчас 17 процентов тратим на развитие экономики территорий - это очень приличные деньги, и мало кто такое может себе позволить.

Могу еще добавить, что в следующем году нам придется заняться изучением новых принципов формирования финансовой политики России. То, как планируется изменить подход к финансированию регионов, мы обсуждали на Совете законодателей, который недавно прошел в Москве под председательством главы Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Вячеслава Володина. Схема формирования бюджетных отношений разных уровней сегодня волнует всех. Количество различных льгот и дотаций сейчас прямо пропорционально нахождению губернатора в столице и хождению его по министрам. Но не должно быть так, чтобы губернатор получал деньги для региона, используя силу своего обаяния. Поэтому предлагается при формировании бюджета РФ на 2019-й и плановый период 2020-2021 годов взять за основу расчетов средний российский регион с его доходами и расходами. А поскольку у всех регионов разная география, население, экономика - выравнивание должно быть прописано перечнем мероприятий, определенных законом о бюджете.

Недавно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко пообещал правительству "уберизацию" - отказ от служебного транспорта в пользу такси. Парламент поддержит?

Сергей Бебенин: Губернатор абсолютно правильно ставит цели - сокращение административных расходов.

В данном случае предлагается отказаться в первую очередь от разъездных машин, оставить гарантированное обеспечение транспортом до уровня председателя комитета. Как это будет практически выглядеть, пока неизвестно. Никто еще не сделал экономических расчетов, во что нам обойдется обслуживание таксопарком. Ведь должен быть определенный уровень техобслуживания автомобиля, профессионализм водителей - областные законодатели ездят в самые отдаленные пункты Ленинградской области. Но предложение губернатора верное, и мы сейчас вместе - потому что у нас одна автобаза - думаем, как сделать так, чтобы расходы на транспорт были не больше необходимых. Тема достаточно сложная, но направление - правильное.

А депутаты в данном случае готовы начать с себя?

Сергей Бебенин: Политика нашего парламента на протяжении последних лет направлена на сокращение расходов. И обеспечение правильной структуры расходов очень важно. Когда два года назад я затевал оптимизацию структуры ЗакСа, я считал, что в душе с этим все согласны и пройдет все относительно просто. Но процесс занял целый год. Теперь зарплату из бюджета получают только 29 депутатов, сокращены и другие расходы на содержание Законодательного собрания.

Как вы планируете отмечать Новый год и праздники? Отправитесь на каникулы или будете работать?

Сергей Бебенин: У меня четверо детей, из них трое взрослые, они будут отмечать Новый год отдельно. Младший бы тоже с удовольствием так поступил, но он еще девятиклассник, я пока не отпускаю. А потом мы уедем на дачу. Обещают снег и морозы, так что хочу на лыжах покататься.

Но с такой работы, как у меня, не уйти, - где бы ты ни был. Современные средства связи позволяют найти человека почти везде, - и ты все время на работе. Я же не объясняю каждому депутату, что в отпуске. Но я давно живу в таком режиме и ничего героического в этом не вижу. Привык.

Ключевой вопрос

Означает ли ваше новоселье, что перенос областных органов власти в Гатчину, которая должна стать столицей Ленобласти, откладывается на неопределенный срок?

Сергей Бебенин: Тот факт, что у Ленинградской области нет своей столицы, имеет свои плюсы и свои минусы. Мы, например, избежали проблем, которые во многих регионах существуют между градоначальниками и областным уровнем власти. Но у региона должен быть какой-то управленческий и политический центр, где жители Ленинградской области, руководители районов могут решать свои вопросы.

Так что сама идея - да. Но предложение нужно обсудить с районами, с депутатами всех уровней, и принять общее консолидированное решение. Которое, кстати, потребует очень значительных затрат. Сегодня ведь даже никто не может сказать, во что это обойдется. Задумок-то было уже много. Рассматривалось, скажем, создание комплекса административных зданий во Всеволожском районе, но решение не было доведено до конца. Потому что когда речь идет о миллиардах рублей, нужно очень сильно подумать: сегодня это главная задача для региона, или она может подождать пятилетку. Будем иметь не 130 миллиардов доходов в бюджете, а 200 - может быть, можно будет часть денег направить на то, чтобы эту идею реализовать.