Ростовский областной суд оставил четверых детей у россиянки

В минувший понедельник Ростовский областной суд приступил к рассмотрению апелляции на беспрецедентное для российского юга решение Первомайского районного суда Ростова-на-Дону, удовлетворившего поданный в рамках Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей иск гражданина Германии к российской гражданке, жительнице Сочи.

Истец и ответчик носят одну фамилию - Кэссеры. Они - супруги, и вот уже несколько месяцев делят в судах четверых совместных детей. Немецкий истец заявляет, что мать их похитила и незаконно удерживает в России. Районный суд с этим согласился, а вот вторая инстанция оказалась не столь категоричной...

Напомним драматический сюжет истории, о которой мы узнали от детского омбудсмена на Кубани ("Побег из Гшвендта", "РГ" от 26.10. 2017 года). Александра почти 20 лет прожила в Германии, оставаясь российской гражданкой. Как и муж, Беньямин, она переводчица, у них четверо детей - трое мальчиков и одна девочка: старшей, Маше, десять лет, младшему, Юлиану, чуть больше года. У всех четверых двойное гражданство - российское и немецкое.

Проблемы в интернациональной семье начались позапрошлым летом, когда мать носила под сердцем младшего сына. По ее словам, во время беременности муж стал настойчиво предлагать ей открытый брак и уговаривал жить в полигамии. По словам Александры, конфликты порой доходили до рукоприкладства и вызова полиции. Она утверждает, что муж не раз предлагал купить ей с детьми, которых она, мол, ему "навесила", билет в одну сторону - в Сочи, где живет ее мама. Но все же купил всем пятерым и обратные билеты: 15 августа они прилетели в Сочи, девятого сентября должны были вылететь назад. Однако Александра в последний момент решила туда не возвращаться. Уверяет, что порвать обратные билеты решила после рассказа среднего сына о сексуальных играх с родным отцом. А если учесть, что отец супруга отсидел восемь лет за сексуальное насилие над собственной дочерью...

Беньямин надеется встретить Новый год с детьми в Германии, а Александра - в Сочи

Услышав о решении жены, взбешенный Беньямин пригрозил ей по телефону тюрьмой и отнес в местный суд заявление о похищении детей российской супругой. Забыв сообщить, что лично купил им билеты и посадил в самолет. Решение было вынесено стремительно: 19 сентября участковый семейный суд земли Швебиш-Гмюнд исходя из статьи 3 Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (ратифицирована Россией в 2011-м, а Германией - в прошлом году) признал незаконным со стороны супруги "перемещение и удержание детей". Матери о месте и времени рассмотрения поданного иска никто не сообщил.

В России судебное разбирательство проходит в Ростове- на-Дону с участием обоих супругов. В октябре разбирательство проходило несколько однобоко. Безоговорочно принималось все, что предоставляла немецкая сторона, в том числе незаверенные копии переводов документов и писем. По отношению к российским ответчикам, по словам Александры, такой лояльности не было. И все же Александра не ожидала, что суд в родной стране так однозначно примет сторону ее немецкого мужа. "Я не понимаю, почему не было учтено мнение Маши, вызванной в суд в качестве свидетеля, - возмущается она. - Дочка говорила о том, как ее избил отец. Эту же информацию подтвердила наша приятельница, специально прилетевшая из Италии. А мой рассказ о развратных действиях со стороны мужа по отношению к четырехлетнему ребенку, к моему ужасу, был просто проигнорирован судом. А просьба не выносить решение до того, как в институте имени Сербского будет проведена экспертиза, оставлена без внимания". 24 октября после оглашения решения Александра вернулась в Сочи совершенно раздавленная. А следом ехал Беньямин, которому она по решению Первомайского суда должна была предоставить доступ к детям: с 16 до 18 с понедельника по пятницу и с 10 до 12 в субботу и воскресенье. Две недели отец общался с ними в присутствии матери. На настойчивые уговоры супруга оставить его с детьми наедине Александра не поддалась. О том, что ей самой, возможно, придется с ними расстаться, старалась не думать.

В немецком Гшвендте у них был просторный особняк с садом, а здесь они поселились на бабушкином подворье. Но во дворе достраивается большой дом, в который планируют переехать в начале 2018 года. Дети прекрасно освоились. Маша с братом ходят в школу, один мальчик - в детсад, а малыш остается с мамой, которая кормит его грудью. С конца октября Александра в паническом настроении, судорожно пытается найти выход. Беньямин категорически отрицает причастность к противоправным действиям. Уверяет суд, что любит своих детей. И при этом категорически отверг предложение суда пройти процедуру медиации и примириться с супругой. А вот Александра на это согласилась, правда, при условии, что жить они будут в России. ("Я поняла, что только здесь, рядом со своими родными и близкими, смогу вырастить детей нормальными людьми"). Коллегия судей, выслушав все аргументы и приняв жалобы, взяла паузу для их изучения. Беньямин, похоже, не сомневается, что суд снова его поддержит. Он заявил, что "надеется к Рождеству вернуться с детьми в Германию". А Александра надеется, что вышестоящие суды поставят под сомнение решение районных коллег. И Новый год с Рождеством она встретит в Сочи вместе с детьми. Следующее заседание суда - 11 января.

Из зала суда

Марина Бровкина:

Обстановка в зале суда была наэлектризована. Никто кроме Александры не ожидал, что Беньямин приедет в Ростов. Симпатичная интеллигентная пара еще не разведена, но назвать их супругами язык не поворачивается, настолько враждебно они настроены друг к другу. Разыгрывается настоящая семейная трагедия, в которой и пытается разобраться суд. "Окончательное решение остаться в России я приняла после того, как заподозрила, что в отношении сына отец совершал действия сексуального характера. Поведение ребенка и ответы на некоторые мои вопросы навели меня на страшную мысль. С тех пор как я объявила Беньямину, что мы не вернемся, он не оставляет нас в покое. А я хочу жить именно в России и здесь их воспитывать. Нам тут хорошо, мы окружены заботой. У старших ребят школа, они занимаются биатлоном, карате, спортивными танцами, боксом. А Беньямин зашел в мой Вотсап в Германии и пересылает всем нашим знакомым на его взгляд порочащие меня сообщения. А я пишу маме, что сварила борщ. Это меня порочит?"

Беньямин Кессер тожепрокомментировал ситуацию для "РГ": "Александра все спланировала заранее. Сейчас я не узнаю свою старшую дочь, такое впечатление, что ей промыли мозги. Но с младшими детьми это сделать не удалось. Дом в Германии ждет их, комнаты свободны". Беньямин называет обвинения супруги абсурдом.