Россиянин в среднем тратит в год на книги чуть больше восьми евро, тогда как немец - 118. Чтению книг в России уделяют около девяти минут в день. По данным Левада-центра, 34 процента россиян за 2016 год не прочли ни одной книги. Кстати, доля читателей среди молодежи больше, чем среди экономически активного населения и старшей возрастной группы (53, 35 и 39 процентов соответственно).
По мнению экспертов, популярность чтения снижается из-за недостаточного развития книжной инфраструктуры. На Урале подняли эту тему в связи с заявкой на проведение Экспо-2025. Игроки рынка решили, что благодаря проведению выставки и других международных мероприятий, а также участию в конкурсе на звание всемирной столицы книги Екатеринбург будет на слуху, а если повезет, то в отрасль вложат хоть какие-то инвестиции.
Впрочем, сначала нужно навести в ней порядок, в частности, в отношениях между издателями и продавцами, а также в правилах оказания господдержки.
- Хорошие писатели страдают от того, что не могут опубликоваться, профессиональные издательства задыхаются без денег и сети распространения. Должно быть государственное издательство, а лучше три: художественная литература, детская и политиздат. Они составят конкуренцию коммерческим издательствам. Распространяться эти книги должны через государственные магазины, потому что книжные сети не хотят работать с местными издательствами. Если журнал может получать финансирование из бюджета, почему не может магазин или типография? - считает председатель правления екатеринбургского отделения Союза писателей России Евгений Касимов.
Но повлиять на выделение субсидий - дело непростое. Издатели это понимают, поэтому предлагают и другие меры поддержки отрасли. Например, обязать книготорговцев, подобно продуктовым ретейлерам, "выбирать наше местное".
- Нам, издателям и писателям, дай только волю - мы завалим книгами весь город. Напечатали, а дальше что? Есть всего десяток магазинов в Екатеринбурге, где нас продают. Вся книжная торговля в регионах принадлежит федеральным сетям. Можно рекомендовать городским и областным властям ставить условие размещения книжного магазина на нашей территории - брать местную продукцию, - предлагает руководитель издательства Юрий Бриль.
Проблема распространения, пожалуй, самая больная для многих участников рынка. Например, член Союза писателей и Союза кинематографистов Владимир Сутырин рассказал о своей давней идее открыть лавку уральских писателей. Всех это не спасет, но начать можно с одного магазина, а дальше дело пойдет. Но другой вопрос - почему этого до сих пор никто не сделал? И кто займется продвижением проекта, ведь хороший маркетинг - обязательное условие успеха, но он дорого стоит.
- Тому, что люди перестают читать, активно содействует торговля: часто стоимость, по которой издательство выпускает книгу, в магазине увеличивается вдвое. Поэтому нужно на законодательном уровне запретить книготорговцам увеличивать свою маржу более чем на 30 процентов. Иначе магазины окажутся переполнены книгами, а покупателей не будет, - затронул Сутырин и другую сторону вопроса.
Решить все проблемы книжной отрасли одними лишь рыночными методами не получится, считают уральские писатели и издатели. Нужна продуманная государственная политика в этой сфере.
Анатолий Гагарин, политолог, председатель комиссии по историческому наследию, культуре и туризму Общественной палаты Свердловской области:
- Мы медленно расстаемся с мифом о том, что Россия - самая читающая страна в мире. Еще в 2016 году хотели внести изменения в Налоговый кодекс, позволяющие снизить арендную плату для книжных магазинов, потому что сейчас могут выжить только сети. Маленькие магазинчики вымирают, а воз и ныне там. Во Франции торговая наценка на книги не может превышать 5 процентов. Там предусмотрены скидки для тех, кто младше 16 лет, и для библиотек. У них есть книжная политика. Наша задача - тоже выработать комплекс рекомендаций и передать их власти.