- У нас возникает напряжение в треугольнике: публика, сфера культуры и власть. Речь идет о морально-психологическом климате, как когда-то мы говорили в старину. Возрастает взаимное недоверие, раздражение, неадекватность реакции и оценок. Причем со всех сторон.
Парадоксально, кажется, что сильное бюрократическое регулирование как будто бы усиливает роль государства. Но на самом деле это, наоборот, приводит к разгосударствлению, Ведь когда то, что связано с государством, отторгается, то может оказаться, что для многих лучше работать без государства.
- О создании нового Закона о культуре… Мы видим, что здесь у нас возникает целая система неоправданных ожиданий. Все ждут от других не совсем то, что, на самом деле, можно ждать. И эта система неправильных взаимных ожиданий восходит к неведомо кем выдвинутому принципу, что культура - это часть сферы социальных услуг.
Мы говорим и пишем, что учреждения культуры - музеи, театры, библиотеки - созданы для выполнения задач, поставленных перед нами органами власти, но дело обстоит совершенно наоборот. И поэтому в Закон о культуре, Закон о меценатстве нужны поправки. Например, нам решительно нужно вывести всю реставрацию из-под диктата строительного комплекса. Строители оказываются причиной многих наших катастроф в экологии культуры. И так же во многих других законах…
- Творческие профессиональные союзы готовы вместе с Советом по культуре при президенте РФ и вместе с Советами по культуре при Государственной Думе и Совете Федерации, вместе с Министерством культуры готовы принять активное участие в поэтапной трансформации привычного патернализма государства по отношению к культуре в их взаимодействие.
Так мы исключим вмешательство чиновников в содержание творческой и культурной деятельности, и это, кстати, сделает беспочвенными рассуждения о прямой или косвенной цензуре со стороны органов власти. А с другой стороны профессиональные сообщества, получив более широкие полномочия, примут на себя ответственность за ее результаты - и конкретные, и за развитие культуры в целом.
- Без государственной поддержки существовать культуре невозможно. Но все-таки культурные институты тогда помогают государству, когда перестают быть придатками к органам управления.
В политике культурных государств органы управления осознают себя, (и наверное, наши тоже должны осознавать себя) как помощников деятелям культуры. А не наоборот. Культура - сложная вещь, в ней множество разнородных элементов. И важно подумать о каких-то новых организационно-правовых формах организации учреждений культуры. Потому что между театром, цирком, филармонией, библиотекой, консерваторией такие большие различия, что… причесать под одну гребенку невозможно…
Культура - уникальный инструмент. Он соединяет прошлое и будущее, обеспечивает передачу от поколения к поколению традиции и в то же время создает новое. Культура всегда создает что-то новое. Она всегда нарушает правила, и по большому счету нарушает. Это в ней заложено по определению.
Целевые индикаторы культурного развития общества, о которых нужно говорить, никак не измерить. А мы все время стараемся измерить их в рублях, часах, в количестве зрителей. И получается ущербно. Для оценки эффективности нужен новый качественный подход. И мы его тоже предлагаем, в первую очередь, как оценивать репутацию людей и учреждений культуры.
Мы должны возродить наступательный характер нашей культурной деятельности. Одно время мы даже говорили об агрессии нашей культуры,а теперь это как-то ослабло.
Владимир Владимирович, вы говорили у нас на культурном форуме, во время встречи с зарубежными деятелями искусств, что культура строит мосты. А политики их сжигают. И это, действительно, очень правильный образ и такое… разделение труда. Для нас важно эти мосты сохранять. Мы их и сохраняем.
Надо бы побольше пустить по ним поездов и товаров. Потому что сильная культура ( как и оружие) - это наше конкурентное преимущество. К приоритетным задачам я бы отнес восстановление культурной памяти и культурного присутствия России в Сирии. За саперами должны прийти реставраторы, музейщики, туроператоры. И они, на самом деле, готовы.