Практически все участники рынка российской лифтовой техники убеждены: собственную "нишу" отечественный производитель должен завоевывать не по принципу "дешево и сердито", а по праву технического превосходства, надежности и удобства. К сожалению, законодательные механизмы пока не настолько эффективны - позволяют снимать сливки тем, кто экономит на качестве продукции.
- Сейчас как никогда остро стоит вопрос качества оборудования, его безопасности. А тендер, как известно, выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену, но не самое высокое качество, - уверен президент новосибирской группы компаний "SKY Group" Владимир Литвинов.
И все же следует отметить, что полностью отечественных лифтов в стране на сегодняшний день производится уже намного больше, чем зарубежных систем с "российской пропиской". По данным Ассоциации "Российское Лифтовое Объединение", в прошлом году в стране было смонтировано 38 223 новых пассажирских лифта. Из них 25 с лишним тысяч - российского производства, 8 273 - белорусские и лишь в небольшом остатке - другие импортные кабины.
Таким образом решается и вопрос зависимости от зарубежных запчастей, которые требуются для ремонта и обслуживания лифтов. Безопасность жителей многоэтажек не должна страдать от экономических неурядиц и валютных курсов. Сегодня около семидесяти процентов всех деталей и механизмов в российских лифтах - отечественные. К 2020 году счет должен стать 90:10 в пользу России.
На российских заводах налаживается производство лебедок - самого важного и технологически сложного элемента любого лифта. К 2018 году постепенно готовятся запустить в серию и "мозг" всей лифтовой системы - станции управления пассажирской подъемной машиной.
А что касается зарубежных систем, то, как отмечают наблюдатели, сейчас складывается та же тенденция, что и в автопроме - иностранные компании переносят в Россию производство комплектующих или технологические линии целиком в рамках совместного производства. Это позволяет им даже при высоком курсе валют к рублю сделать цены приемлемыми для клиентов.
Всего же, по данным минстроя, сегодня в жилом фонде страны насчитывается около 430 тысяч пассажирских лифтов, из них около 130 тысяч эксплуатируются более 25 лет и, согласно техническим регламентам Таможенного союза, требуют замены.