- Наш бюджет - один из немногих среди субъектов РФ, чьи параметры растут в перспективе трех лет, - рассказал в ходе обсуждения вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев. - В 2018 году на нужды города будет потрачено на 1,5 миллиарда рублей больше, чем по плану 2017 года. Расходы капитального характера с учетом ФЦП составят 30 процентов, что превышает среднее значение по России в пять раз. По всем направлениям соцсферы предусмотрен рост, в том числе - повышение зарплаты бюджетникам.
Но все достоинства подготовленного проекта бюджета ушли на второй план во время обсуждения поправок, которые разделили депутатов на две равные группы. Паритет установился после возвращения к работе экс-спикера ЗС Алексея Чалого - депутат отсутствовал на заседаниях с начала осенней сессии.
Глава комиссии ЗС по бюджету Вячеслав Аксенов сообщил, что ко второму чтению поступило 17 поправок, многие из которых "противоречили друг другу". Поэтому комиссия поддержала только предложения правительства и трех депутатов.
В поправке депутатов Алтабаевой и Аксенова предложено ограничить полномочия правительства по самостоятельному, без участия ЗС, перераспределению средств бюджета. Поправкой Кулагина 10 миллионов рублей перераспределяются на софинансирование фонда фундаментальных научных исследований. А в поправке Посметного предложено оставить объемы финансирования ЗС и Контрольно-счетной палаты на уровне 2017 года. Как пояснил Вячеслав Аксенов, дополнительные средства для этого будут перенаправлены из двух статей, которые не имеют законных оснований: 50 миллионов рублей на дороги необщего пользования, предусмотренные для органов местного самоуправления, не наделенных соответствующими полномочиями, и 30 миллионов рублей - на грантовую поддержку территориального самоуправления.
В поправках правительства, в частности, было исключено формирование госдолга для Севастополя - дефицит бюджета в 2018 году будет компенсирован из других источников. Эти изменения были внесены в проект закона ко второму чтению, который предлагалось принять за основу.
- Если начнем разбивать поправки, процедура может затянуться на неопределенное время, - предупредил Аксенов.
Вместе с тем, из-за снижения финансирования ЗС и КСП в бюджете 2018-20 правительство и часть депутатов спорят уже вторую неделю. В правительстве утверждают, что средние зарплаты у ЗС и КСП были выше нормы, установленной Минфином РФ для органов власти Севастополя - 44,9 тысячи рублей, поэтому в проекте закона их уравняли с исполнительной властью. Однако поправка Посметного сводит все усилия на нет.
- Одним пакетом предлагается внести поправки, нарушающие бюджетное законодательство и требование Минфина РФ по формированию фонда оплаты труда органов госвласти Севастополя, - заявил Илья Пономарев. - Это может привести к тому, что Севастополь нарушит соглашение с Минфином и будет приостановлено оказание помощи из федерального бюджета.
Представитель губернатора в ЗС Михаил Вавилов предложил провести голосование по каждой поправке отдельно. Депутаты, поддерживающие позицию правительства, посетовали, что им не удалось ознакомиться с текстом поправок, и потребовали вынести на голосование отклоненные поправки, среди них - выделение средств на капремонт здания для детского технопарка "Кванториум".
- Я с удовольствием поддержу бюджет, но никогда не буду голосовать за ваши зарплаты, - обратилась Татьяна Вусатенко к депутатам, которые работают на платной основе (к ним относятся спикер, вице-спикеры и главы комитетов и комиссий ЗС).
Зампред ЗС Александр Кулагин считает, что сначала необходимо изменить нормы местного закона о денежном содержании госслужащих, а уж потом сокращать финансирование.
- Я провел исследование официальной статистики и могу сказать, что средняя зарплата в органах законодательной власти субъектов РФ за 2016 год оставила 67 тысяч рублей, - сообщил Кулагин. - В ЗС за 11 месяцев 2017 года она составила 57,4 тысячи рублей.
В прокуратуре Севастополя посоветовали двум ветвям власти найти консенсус и разработать изменения в законы, которые регулируют начисление зарплат и премий госслужащим.
- Вопрос зарплат наболевший, с октября 2014 года было принято 10 мер прокурорского реагирования, - рассказал помощник прокурора Севастополя Сергей Неудахин. - В сфере оплаты труда госслужащих Севастополя порядка нет до сих пор, система оплаты труда оспаривается в суде. Обе ветви власти не обеспечили соответствие бюджетных расходов и уровня содержания госслужащих. Пока не внесены изменения в законы, устанавливающие уровень денежного содержания, слово "норматив" вообще не должно звучать.
В итоге спикер ЗС Екатерина Алтабаева настояла: по регламенту необходимо голосовать доработанный законопроект вместе с поправками, принятыми комиссией по бюджету, хоть раньше в ЗС была и другая практика. Однако все принципиальные вопросы не набрали минимальных 13 голосов.
Сначала на голосование вынесли вопрос о том, чтобы рассмотреть все поправки отдельно - он набрал 12 голосов. Следом поступила инициатива провести пакетное голосование за поправки, поддержанные комиссией, - ее также поддержала лишь половина парламента.
Потом спикер ЗС объявила перерыв, после которого вынесла на голосование доработанный законопроект с поправками "за основу". Но проект снова набрал лишь 12 голосов.
- У нас очень тяжелая ситуация, отклонен важнейший закон для Севастополя, мы не можем его далее рассматривать на заседании, - заявила Алтабаева.
Последовал еще один долгий перерыв, во время которого законодатели искали выход из тупиковой ситуации. Решили провести повторное голосование по проекту бюджета во втором чтении, но результат оказался прежним - 12 "за".
Чтобы продолжить работу над бюджетом, сторонам придется пойти на компромисс. Предполагается, что к рассмотрению законопроекта депутаты вернутся на следующей неделе.
- Думаю, все разрешится до Нового года, бюджет будет принят, - сказал журналистам Алексей Чалый. - Вопрос предельно принципиальный не в смысле размера зарплат, а в вопросе разделения власти в городе. У нас ЗС и КСП независимые или это филиал правительства? Стоит вопрос права правительства делать с бюджетом все что они хотят, перемещать из любой статьи.
Справка "РГ"
Проект закона "О бюджете города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" принят в первом чтении 12 декабря. В 2018 году общий объем доходов Севастополя составит 35,7 миллиарда рублей, расходов - 39,5 миллиарда. В 2019 году доходы вырастут до 40,3 миллиарда, а расходы - до 41,7 миллиарда. В 2020 году - до 40,7 и 42,1 миллиарда рублей соответственно. При этом бюджет 2018 года не предполагает формирование госдолга.
Как рассказал директор департамента финансов Севастополя Владимир Штоп, налоговые и неналоговые доходы города будут ежегодно расти примерно на шесть процентов, а их средний объем за три года составит 14 миллиардов рублей ежегодно.
Более 49 процентов расходов пойдут на социальный сектор. Существенные суммы будут направлены на капитальные расходы - возведение и реконструкцию зданий и сооружений, ремонт и строительство автодорог, капвложения и инвестиции. В 2018 году на эти цели потратят почти 45 процентов бюджета Севастополя, или 17,8 миллиарда рублей, в 2019 году - 16,7 миллиарда, в 2020 - 13,4 миллиарда.