В Воронеже разрешили трогать шедевры живописи и скульптуры из Египта

Попробовать на ощупь изображения солнечных богов и Христа, пейзаж Айвазовского или натюрморт с устрицами смогут посетители областного художественного музея имени И. Крамского. В его выставочном зале выделили зону под тактильные копии 11 шедевров. "Трогательная история" наверняка заинтересует не только незрячих и слабовидящих.

Для экспозиции отобрали работы русских и западноевропейских мастеров в разных жанрах, а также характерные предметы из коллекции древностей. Гипсовые копии скульптур сделали покрупнее. Картины воспроизвели в технике 3D-печати: главные предметы и персонажи рельефны, малозначительные подробности опущены. Здесь же можно взять аудиогид.

- Летом, когда на Платоновский фестиваль привезли тактильные копии семи полотен из Пушкинского музея, мы собрали отзывы посетителей и постарались учесть их, - сообщил инициатор проекта, руководитель регионального учебно-ресурсного центра "Доступная среда" Александр Попов. - Например, незрячие говорили, что обилие мелких элементов мешало им понимать сюжет. Или что в тифлоописании встречались непонятные слова, неудобно было следить руками за "взглядом" рассказчика. Надеемся, что воронежская экспозиция гостям с нарушениями зрения понравится.

Проект воплотили благодаря программе "Доступная среда". Помимо 11 рельефных копий, удалось напечатать этикетки "по Брайлю" для основной выставки музея, а для слабослышащих - создать почти сотню видеороликов, с сурдопереводом и бегущей строкой, предоставив к ним доступ по QR-кодам в музее.

- Видеогиды на языке жестов мы сделали впервые, переводчику пришлось непросто - ведь в языке глухих нет многих привычных нам понятий, - пояснила заведующая научно-просветительским отделом Лариса Китаева. - Но насколько это благодарная публика! Экскурсии для гостей с особенностями здоровья проводятся по заявкам, для групп от десяти человек. И они готовы о нескольких экспонатах слушать два-три часа, а свои впечатления выражают таким правильным, образным языком, что можно позавидовать… Тотально слепые часто просят разрешения ощупать лицо экскурсовода, берут за руку, отличают "запах времени" у картин разных эпох. С неслышащими иногда пишем друг другу слова на ладони. Адаптировать экскурсии помогает общение с музейщиками из Москвы и Санкт-Петербурга. Скажем, если человек никогда не был зрячим, то цвета он воспринимает ассоциативно: синий - прохлада, красный - ожог.

В музее имени И. Крамского уже есть пандусы, лифт и санузел для колясочников, мнемосхемы и таблички для незрячих. Однако доступной во всех смыслах среду можно назвать только в выставочном зале. Старое здание - памятник архитектуры, поэтому там нельзя устроить ни лифт, ни наружный подъемник для посетителей на колясках. Ступенькоход не подходит - лестница слишком крутая и узкая.

- Пока мы можем объехать первый этаж и в актовом зале посмотреть экскурсии по второму и третьему. Видеогид станет основой для виртуальной экспозиции, - добавил Попов. - Для меня каждое посещение музея - перезагрузка. Я выхожу обновленным. Правда, попасть на коляске могу только в музей Крамского. При наличии большого бюджета можно создать доступную среду где угодно. Но сейчас надо сосредоточиться на ключевых объектах.

Постоянная выставка "Трогательная история" доступна для посещения каждый четверг с 17 до 20 часов.

Тем временем

В 2018 году благодаря гранту департамента культуры Воронежской области будут созданы и выложены в Интернет видеоролики для многих памятников истории и архитектуры. В городе планируется обустроить три маршрута для туристов с инвалидностью: от железнодорожного вокзала до площади Ленина, от дворца спорта "Юбилейный" до ВГУ и по набережной водохранилища. Данные обо всех препятствиях для маломобильных граждан на этих маршрутах собраны, систематизированы и переданы в мэрию.