Андрей Максимов: Молодым людям вбили в умы привычку учиться для родителей

Так получилось, что на прошлой неделе дважды я читал лекции в вузах. И всегда после лекции - один вопрос: "Ну, как вам наши студенты?" И всегда приходится подбирать слова: мол, ребята, конечно, хорошие, думающие, но... А "но", собственно, всегда одно: необученные они. Или, если быть точнее, не приученные учиться.

Сегодня все понимают: школьное обучение нуждается в кардинальной реформе. Споры, дискуссии... Понятно. Но мы почему-то не отдаем себе отчет в том, что вот эти, не приученные учиться дети, попадают в вуз. Вуз, как правило, учит своих студентов так, словно этой проблемы не существует. Что такое уметь учиться? На мой взгляд, это означает: понимание того, что те знания, которые ты получаешь, необходимы тебе для осуществления своей мечты, то есть, призвания. Не для оценки, не для того, чтобы педагоги и родители не ругали, а для осуществления призвания.

В этом году я впервые не преподаю. Лекции читаю нередко, но постоянных студентов у меня нет. Однако я очень хорошо помню: когда я приходил к студентам надолго - вести спецсеминар, или курс, или мастерскую - я огромное количество времени тратил на то, чтобы "убить" в студенте школьника. А если попросту, без метафор - на то, чтобы убедить: Вы, молодой человек или дама, учитесь для себя для того, чтобы стать профессионалом, а вовсе не для того, чтобы вас не ругали родители. Но привычка учиться для родителей и учителей столь крепко вбита в сердца и умы молодых людей, что они вовсе перестают понимать суть обучения, суть знаний. Ведь, на самом деле, хорошо учится - не тот, кто получает пятерки, а кто может применить знания в дальнейшей жизни.

Между первоклассником и первокурсником есть принципиальная разница, и она вовсе не в возрасте. Первоклассник не выбирает, куда пойти учиться, у кого и как. Его никто не спрашивал: хочет он учить те предметы или иные, жаждет учиться в той школе или в иной... Студент сам делает свой выбор. Если это не так, и за него все решили, скажем, родители - то это тоже выбор. Именно поэтому ситуация с вузовским образованием, на мой взгляд, в целом, лучше, чем со школьным. Все-таки процент тех, кто ходит за знаниями в вузе куда больше, чем в школе. Но и процент тех, кто приходит в институт за оценкой, за дипломом тоже очень велик. Казалось бы, выбрал - учись. Некоторые так и делают - азартно обучающихся людей в вузах куда как больше, чем в школе. Но, увы, огромен процент и тех, кто продолжает по-школьному учиться только ради оценки.

Одна из моих лекций была в гуманитарном вузе. Подчеркиваю: гуманитарном. Присутствовало где-то около ста студентов. Я попросил назвать хотя бы одно произведение Солженицына. Не знал никто. То, что училось в школе благополучно забылось, как только был сдан экзамен. А самим узнавать не интересно. Не воспитан интерес к познанию, вот и все. Вам не кажется, что, когда в институтах та же система оценок, что и в школе - это неправильно? Для чего в институтах оценки, экзамены? Чтобы преподаватели проверили знания студентов? Зачем? Проверять знания выпускника должен будущий работодатель, а если человек решил продолжить обучение в аспирантуре - профессор, будущий руководитель.

Я попросил назвать хотя бы одно произведение Солженицына. Не знал никто

У нас вырастают поколения людей с комплексом учеников. В школе ведь желание человека, как правило, не играет никакой роли. Вот и вырастают люди, которые стесняются своих желаний, но готовы с радостью выполнять желания любого начальника. "Комплекс ученика" - это еще и работа не на результат, а ради похвалы начальства. Зарождаясь в школе, он крепнет в вузе.

Несколько раз, когда я вел спецсеминары или мастерские, я начинал с того, что ставил оценку за семестр. Не заканчивал этим, а начинал. "Дорогие друзья, - говорил я. - Дайте мне, пожалуйста, зачетки, я всем поставлю "отлично". Обещаю, что в конце семестра перенесу эту оценку в ведомость. Те, кто учится ради оценки - свободны, можете не приходить. С теми, кому интересно получить знания и навыки для своей будущей работы, продолжаем разговор". Ни разу не было такого, чтобы после этого кто-нибудь отказался ко мне приходить. Почему? Потому что студент - это взрослый человек, который сознательно совершил свой выбор - выбор своего призвания, дела, судьбы. А что нет других? Есть. И те, кто пришел, потому что мама велела; и те, кому просто хочется получить высшее образование; и даже те, кто пришел в этот вуз потому, что он - рядом с домом. Это несчастные люди, но они не должны диктовать отношение к себе другим - тем, кто осознанно выбрал любимое дело.

Комплекс ученика - это работа не на результат, а ради похвалы начальства. Зарождаясь в школе, он крепнет в вузе

Мне много раз приходилось брать на работу (а еще чаще не брать в результате собеседования) выпускников журфаков. Как правило, это люди, мало что умеющие, и, что самое печальное, особо не стремящиеся чему-то научиться. Привычки такой нет. Привычка угождать начальству - есть, а самим получать необходимые знания - нет.

Наши школы, в подавляющем своем большинстве, не учат детей учиться. Если этому не научит и вуз - то кто научит? Жизнь? Конечно, она в результате научит всему, но ведь хочется ей помочь. Нет, разве?