Официально торги автомобильным бензином на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) приостановили на каникулы 23 декабря - их возобновят 9 января. Как правило, в этот период розничные цены на бензин стабильны - исходя из практики последних трех лет, они могут набрать или сбросить несколько копеек на литр. С открытием биржи первый торговый период (январь) будет короче обычного, чем и объясняется рост котировок.
Исходя из данных торгов, обвал оптовых цен под конец года - нормальное явление: в 2014-2015 годах котировки опускались даже ниже уровней января. Несмотря на завидную стабильность подобных "качелей", каждый год на это находятся свои причины.
В этом году первый фактор - перепроизводство, говорит ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. Объем сделок на бирже в декабре вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года более чем в полтора раза, в то время как нефтебазы уже заполнены до краев. Это давит на цены.
Второй фактор - снижение объемов экспорта бензина и его фракций. В январе-ноябре, по оценкам Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, из России ушло 4,7 миллиона тонн, что на 23 процента меньше, чем годом ранее. Примерно на эту величину вырос спрос на автомобильный бензин внутри страны, чем и объясняется сокращение экспорта.
Третий фактор, который, пожалуй, стал самым важным, - это обращение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к нефтяным компаниям с требованием объяснить поведение котировок на бирже (заявление было сделано, когда цены достигли пика - в конце ноября). Реакция последовала спустя неделю: тогда Регуляр-92 и Премиум-95 начали дешеветь, частично откатились котировки зимнего и межсезонного дизеля на фоне роста предложения производителей.
"Кто выиграл от того, что оптовые цены на бензин обрушились к уровням начала года? Производители? Нет. Независимые АЗС? Сомнительно. Им дана лишь передышка, - считает Костюков. - Все же понимают, что в не столь отдаленном будущем оптовые цены вернутся к уровням, от которых они пикировали в декабре. И этот провал никоим образом не отразится на главном показателе - ценах АЗС".
Розничная стоимость топлива по итогам года обогнала инфляцию примерно в два раза, однако регуляторы рынка считают, что аномалией стала, скорее, чересчур низкая инфляция, а сам рост цен на АЗС вполне обоснован. Так, в 2016-2017 годах выросли не только ставки акцизов и налога на добычу полезных ископаемых, но и были проиндексированы тарифы на энергоресурсы. В целом в текущие розничные цены рынок уже заложил и будущее повышение ставок акцизов с 1 января и 1 апреля следующего года.
Если бы обвал оптовых цен носил среднесрочный характер, то тогда сформировались бы условия для стабилизации цен в рознице через несколько месяцев. Однако, учитывая, что снижение котировок не имеет фундаментальных причин, а доходность заправочного бизнеса (особенно независимого сектора) падает, до розницы волна, скорее всего, не дойдет.