Инициативу уже одобрила профильная экспертная комиссия при думском Комитете по безопасности и противодействию коррупции. В скором времени документ внесут на рассмотрение в Госдуму.
"Цель законопроекта - оградить обычного человека, использующего такие средства для бытовых, личных нужд: для безопасности своих детей, в целях сохранности имущества", - пояснила депутат Поклонская.
По ее словам, сейчас за подобные действия людей часто привлекают к уголовной ответственности. Если документ одобрят, в статью Уголовного кодекса РФ "незаконный оборот специальных технических средств" внесут необходимые корректировки.
Поклонская отметила, что необходимо наказывать только за умышленное приобретение этих устройств с преступной целью.
Уголовные дела в отношении россиян по "шпионской" статье всегда привлекали к себе внимание, но особенно это проявилось после недавней пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. Отвечая на вопрос одного из журналистов, глава государства пообещал разобраться в деле фермера из Курганской области Евгения Васильева.
Многодетного отца обвинили в использовании "шпионского" оборудования после того, как он приобрел в интернет-магазине GPS-трекер для слежки за отбивающимся от стада теленком.
В Следственном комитете РФ по Курганской области сочли, что приобретенное сельчанином средство "предназначено для передачи акустической информации из контролируемого помещения и запрещено к свободному обороту на территории РФ в связи с наличием признаков отнесения к специальным техническим средствам для негласного получения информации".
Теперь мужчине грозит ограничение свободы на срок до 4 лет или штраф до 200 тысяч рублей. Сам фермер виновным себя не считает и вину признавать отказывается, объясняя, что GPS-трекеры свободно продаются.
На прошлой неделе в Генеральной прокуратуре РФ сообщили, что проверят все уголовные дела, возбужденные по факту незаконного оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (статья 138.1 Уголовного кодекса РФ).
По словам официального представителя надзорного ведомства Александра Куренного, прокуроры во всех регионах изучат все уголовные дела данной категории, дошедшие до судебной инстанции.
Органы ФСБ и Следственный комитет нередко возбуждают дела по статье 138.1 УК РФ в отношении получателей посылок из зарубежных интернет-магазинов. Статью силовики вменяют покупателям часов, очков, флешек, ручек и других шпионящих устройств и сувениров.
За первые 6 месяцев текущего года, по статистике Верховного суда РФ, было возбуждено 117 уголовных дел за покупку и продажу "шпионских" гаджетов. В 2016 году суды рассмотрели 228 подобных дел. При этом вынесен был лишь один оправдательный приговор. Хотя и особой жесткости в приговорах по подобным делам не прослеживается. Чаще всего осужденные отделываются денежными штрафами.
Одно из последних дел было возбуждено накануне в Республике Коми. Состав преступления схож с историей курганского фермера. 42-летний житель Сосногорска приобрел в интернет-магазине GPS-трекер, который собирался использовать в качестве противоугонки для авто и для контроля за своими маленькими детьми. Запрещенный гаджет обнаружили и изъяли сотрудники таможенного поста в Екатеринбурге. Мужчине уже предъявлено обвинение, расследование завершено, дело направлено в суд.
Примечательно, что еще в 2011 году Конституционный суд вынес постановление с толкованием статьи 138.1 УК РФ. В нем определено, что устройства же, которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации. С одной оговоркой - если им "намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения".
По словам экспертов, хоть разъяснение было издано еще 6 лет назад, правоохранительные органы и суды продолжают применять текст статьи 138.1 УК буквально, что и приводит к массе курьезных уголовных дел. Теперь проблему решить должен специальный законопроект.