Ирина Солдатова: Роды в Подмосковье - бесплатно для всех жительниц России

В этом году в Московской области открылось 5 перинатальных центров. А всего их теперь в Подмосковье 6. Как это сказалось на охране материнства и детства в регионе? Об этом обозреватель "РГ" беседует с заместителем министра здравоохранения Московской области профессором Ириной Солдатовой.

Ирина Геннадьевна! В течение одного года - 5 новых центров. Они насущно необходимы? На них затрачены деньги из бюджета области?

Ирина Солдатова: Начну с ответа на второй вопрос. Деньги громадные - 15 миллиардов рублей. И не только из бюджета области, часть денег из федерального бюджета. Эти перинатальные центры не просто, а жизненно необходимы. Объясню почему. Московский областной регион, без преувеличения, обладает огромной притягательной силой. Количество желающих стать его жителями увеличивается с каждым годом. Причем, в основном за счет молодых. Тех, кто заводит семьи, детей. Это нельзя не учитывать. Совершенно очевидно, что нужно создавать условия не только комфортного проживания, но и получения доступной медицинской помощи на всех уровнях. А в нашей области всегда были, есть и будут в приоритете дети.

В новых перинатальных центрах все палаты одно- и двухместные. В каждой все удобства, таблет-питание (как в самолете), пульт наблюдения. Индивидуальные родовые. По желанию - партнерские роды. Это не обязательно муж. Это может быть и мама, и подруга. Ребенок после родов все время с мамой. Даже если он в реанимации. И конечно, поощрение грудного кормления. Бывает, что молодая мама не очень умеет дать ребенку грудь. У нас есть специалисты, которые тут же придут на помощь.

3500 детей родилось за полгода в открывшихся новых перинатальных центрах Московской области

И все это великолепие за деньги или по ОМС? То есть мама не платит?

Ирина Солдатова: Именно так! У нас свой лозунг: "Роды в Подмосковье: безопасно, комфортно, на европейском уровне и бесплатно для всех жительниц России".

Вы не оговорились? Не только Подмосковья, но и всей России?

Ирина Солдатова: Не оговорилась! Это политика региональной власти. Еще несколько лет назад молодые женщины из Подмосковья отправлялись в Москву, да и в другие регионы, чтобы обеспечить себе современное наблюдение за беременностью. Уж не говорю о том, что рожать предпочитали в Москве. Согласитесь, это не самый лучший вариант жизни.

Вы уверены, что теперь такая необходимость в прошлом?

Ирина Солдатова: Уверена! Мы же не только построили новые здания центров. Мы создали в них комфортные условия пребывания. Центры оснащены самой современной аппаратурой: МРТ, маммографы, УЗИ экспертного класса, наркозные аппараты, кувезы, аппараты искусственной вентиляции легких... Вместо дальнейшего перечисления назову цифру: в каждом центре более 25 тысяч единиц самой продвинутой техники.

Наш лозунг: "Роды  в Подмосковье: безопасно, комфортно, на европейском уровне и бесплатно для всех жительниц России"

Вы не сказали о главном: есть кому работать с этой техникой? Не может быть так, что в этих современных и комфортных центрах трудятся специалисты, которые не знают, как к этому оборудованию подойти? Тем более, как его использовать?

Ирина Солдатова: Вы недооцениваете возможности Подмосковной службы здоровья. Одновременно со строительством центров мы внедрили целую систему подготовки и переподготовки кадров. Нам пошли навстречу федеральные медицинские ВУЗы - имени Сеченова, имени Пирогова, имени Евдокимова, МОНИКИ. Мы пригласили на работу в наши центры лучших специалистов из 20 регионов России.

Чем заманили их? Квартирами? Зарплатой?

Ирина Солдатова: И тем и другим. А по большому счету специальной программой привлечения лучших врачей. Ведь для них в области открываются возможности и профессионального совершенствования, и карьерного роста.

Все 6 перинатальных центров работают? Уже можно назвать хотя бы количество рожденных в них детей?

Ирина Солдатова: Конечно. Только за последние полгода в них появились на свет 3500 детей. В том числе немало недоношенных.

Тех же 500-граммовых? С экстремально низким весом?

Ирина Солдатова: Да. Приведу еще одну цифру. 94% таких уникальных детей живут и развиваются. Это европейский уровень.

Вы хотите сказать, что помощь соответствует мировым стандартам?

Ирина Солдатова: Соответствует. К нам нередко наведываются зарубежные коллеги. Мы обмениваемся опытом. Нам есть что сказать и показать друг другу. Нам есть чему друг у друга учиться.

Беседуя с руководителями, специалистами разных служб здоровья, почти всегда задаю один и тот же вопрос: есть ли необходимость направлять детей, беременных на лечение, наблюдение в зарубежные клиники? Тем более что этому всегда предшествует сбор немалых денег. Вы в минздраве своего региона отвечаете за службу детства и родовспоможения. Поэтому, Ирина Геннадьевна, особенно важно, чтобы именно вы ответили на этот деликатный вопрос.

Ирина Солдатова: Если честно, то реально такой необходимости нет. Возможны исключения. Вот недавно трехлетнюю девочку из подмосковных Мытищ, которой жизненно необходима была пересадка легких, мы отправили в Индию для трансплантации. Отправили потому, что именно в Индии оказался необходимый этой девочке донор. Расходы взял на себя бюджет области и федеральный. Этот случай говорит еще и о том, что лечение болезней, тем более спасение детей, не должно зависеть от границ. У каждого пациента должно быть право выбора. Недопустимо другое: когда родители вынуждены ходить с протянутой рукой. Опыт Московской области, ее службы здоровья, в частности, показывает и доказывает: для детей средства всегда можно найти.

Как вы относитесь к тому, что в последнее время чуть ли не модным стало откладывать рождение ребенка "на потом". Сперва карьера, сперва жизнь "для себя", а потом уже дети? Все чаще первый ребенок появляется, когда маме далеко за 30.

Ирина Солдатова: Плохо отношусь. И не только потому, что ребенка надо не только выносить, родить, но и воспитать, поставить на ноги. Бываю на родительских собраниях в школах и вижу там мам первоклассников в возрасте бабушек. Да, родить, нельзя погодить. Всему свое время! Конечно, есть ЭКО, суррогатное материнство и прочие репродуктивные технологии. Но поверьте мне, педиатру: не надо идти против природы. Да, у нас в области мы можем помочь родить женщине в возрасте, женщине, страдающей даже самым тяжелым, даже онкологическим заболеванием. Но! Не насилуйте себя и природу.

А мамы несовершеннолетние? Те, которые и жить торопятся, и чувствовать спешат. Если 14-16-летняя, как принято говорить, залетела, как быть?

Ирина Солдатова: Может, вас удивит, но, как правило, эти юные мамы рожают крепких и здоровых детей. Ни в коем случае не надо направлять их на прерывание беременности. Это проблема не только медицинская. Это проблема воспитания, это этическая проблема. Подобная ситуация возможна в любой семье - благополучной и неблагополучной. Надо уметь найти контакт не только с юной беременной, но и с ее близкими. Именно поэтому во всех женских консультациях области и новых перинатальных центрах работают психологи, юристы.

Под занавес уходящего года принято несколько важных документов, направленных на поддержку семьи, увеличение рождаемости, продолжительности жизни...

Ирина Солдатова: Мы вступаем в десятилетие детской медицины. Фактически, это программа национальной безопасности, программа нашей работы.

Нашу беседу мы не случайно назвали: "Как в Швейцарии". Эта европейская страна известна как одно из самых комфортных мест проживания человека. А в частности, как эталон демографической ситуации - жизни не только долгой, но и качественной, страны с минимальной младенческой смертностью.

Ирина Солдатова: О продолжительности и качестве жизни в Подмосковье сказать не могу. А вот о том, что за последние 3 года регион снизил в 2 раза младенческую смертность и вышел на уровень Швейцарии, сказать могу.

Справедливости ради, наверное, стоит сказать о том, что к этим данным причастны не только медики.

Ирина Солдатова: Не только. По той простой причине, что охрана здоровья детей, забота о семье в последние годы в приоритете руководства области.