26.12.2017 11:27
    Образование
    Поделиться

    На форуме в СКФУ обсудили проблемы трудоустройства инвалидов

    Как решить проблему трудоустройства инвалидов
    В Северо-Кавказском федеральном университете прошел кадровый форум "Инвалидность карьере не преграда": 135 человек собрались, чтобы обсудить проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также поделиться мнениями и опытом на эту тему.

    На дискуссионной площадке встретились представители десяти вузов-партнеров СКФУ, которые занимаются развитием инклюзивного образования. Специалисты университета в свою очередь взяли на себя обязанность обучить гостей всему, что знают о трудоустройстве вузовских выпускников с инвалидностью.

    В своем приветственном слове на открытии форума проректор по учебной работе СКФУ Ирина Соловьева отметила, что главный показатель успешной работы в области инклюзивного образования - это количество выпускников, которые успешно устроились на работу после окончания университета. Достижению высоких результатов СКФУ в области инклюзивного образования предшествовала большая работа, международное сотрудничество с ведущими организациями Канады, Германии и Великобритании. Количество обучающихся с ОВЗ увеличилось за пять лет более чем в три раза.

    - Данный форум важен для всего Северо-Кавказского федерального округа. Мы предлагаем воспользоваться методиками, отработанными учеными СКФУ, внедрить этот опыт во всех вузах региона, - отметила Ирина Соловьева.

    Необходим был открытый разговор на эту, во многом непростую, тему. Отчасти главная проблема трудоустройства людей с ОВЗ - отсутствие взаимодействия между работодателями и соискателями. Социальная политика в России такова, что люди с инвалидностью могут не только устроиться на работу, но и выбрать специальные рабочие места, адаптированные для них. Но, к сожалению, ожидания человека с инвалидностью, имеющего высшее образование, и место по квоте, которое ему предлагается работодателем, часто не совпадают. Трудоустройству способны помешать ложные стереотипы, будто оборудование рабочего места для сотрудника с ОВЗ чересчур затратно, при этом он недостаточно эффективен. Из-за таких предубеждений могут оказаться перечеркнутыми усилия многих организаций и специалистов.

    - Мнения работоспособной молодежи с инвалидностью и работодателей расходятся. И мы бы очень хотели, чтобы они нашли взаимопонимание. А когда оно появится, можно уже выходить с просьбами и предложениям к государственным структурам, обсуждать проблему с общественными организациями, - считает руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья СКФУ (РУМЦ) Наталья Борозинец.

    К 2030 году все учебные корпуса университета будут готовы принять учащихся с любыми ограничениями по здоровью

    Кстати, РУМЦ был создан для обеспечения доступности и повышения качества высшего образования для молодых людей с ОВЗ. Такое госзадание на конкурсной основе получил СКФУ от Министерства образования и науки Российской Федерации. На базе РУМЦ создан Центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения, оснащенный современным и технологичным оборудованием. "Дорожная карта" предусматривает, что к 2030 году все учебные корпуса университета будут готовы принять учащихся с любыми ограничениями по здоровью, или, как говорят специалисты, нозологиями.

    Еще одна отличительная особенность развития инклюзивного образования в СКФУ в том, что его выпускники с инвалидностью, став хорошими специалистами, помогают ребятам в своем окружении, являясь для них примером того, как, имея физические ограничения, в полной мере реализовать себя в профессиональной деятельности.

    - Мы рады тому, что с нами сотрудничают наши выпускники. Они не только довольно успешно трудоустраиваются в городских организациях, но и работают в самом университете, таким образом актуализируя стратегию преемственности. К сожалению, еще много ребят с инвалидностью не всегда верят в себя и доверяют обществу. Считают, что не смогут реализовать себя в полной мере, и поэтому не стремятся получить высшее образование в процессе профессионального самоопределения. Тем не менее маленькими шагами мы движемся к тому, чтобы эту ситуацию изменить, - добавила Наталья Борозинец.

    Она также уточнила, что инклюзивное образование, особенно профессиональное, не имеет смысла, если оно не завершится трудоустройством, а выпускник не сможет выполнять те профессиональные обязанности, которые будут на него возложены. Именно поэтому вузы-партнеры, осваивая технологии инклюзивного образования, должны стать преемниками РУМЦ СКФУ в республиках Северного Кавказа.

    После пленарного заседания, на котором были озвучены основные предложения, работа продолжилась в рамках интерактивной сессии. Она прошла в четырех группах-мастерских. В мастерской "Сложно - не значит невозможно" организовали встречу с людьми, которые оказались сильнее недуга, мастерская "Общие усилия - хороший результат" стала площадкой для общения с работодателями. На "Старт карьеры без барьеров" пригласили представителей вузов-партнеров СКФУ, чтобы они познакомились с системой содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения, а "Скажи мне, кто ты..." стала площадкой, где учили эффективной самопрезентации.

     

    На правах рекламы

    Поделиться