- В целом в России доля судебных выплат в общей сумме покрытия убытков страховых компаний (СК) с 2015 года стабилизировалась на уровне 15 процентов, - говорит начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов. - При этом соотношение страховых и нестраховых выплат (расходы на адвоката, проведение экспертизы и т. д.) держится на уровне 50 процентов. То есть, условно говоря, в судебном порядке со страховщика взыскивают 100 тысяч рублей для затрат на ремонт транспортного средства и столько же на накладные расходы.
В Крыму показатель нестраховых расходов, спровоцированных автоюристами, достигает 55 процентов. За 9 месяцев в судах с СК взыскали на ремонт автомобилей 110,7 миллиона рублей, а накладных расходов - 135,273 миллиона. Для сравнения: за тот же период прошлого года цифры были соответственно 15,252 и 15,743 миллиона рублей.
Несмотря на то что по объему страхового мошенничества Крым и Севастополь еще не догнали Краснодарский край и Ростовскую область, тенденция негативная. В РСА говорят, что буквально осенью на полуостров начали перетекать автомошенники из других южных регионов, где им перекрывают кислород. Чуть раньше в республике стало стремительно расти число автоюристов, желающих взять на себя обязательства по урегулированию отношений автомобилиста со СК вплоть до представления интересов в суде. Владельцы транспортных средств рассказывают, что в судебном порядке сумму выплаты удается увеличить вдвое. Правда, приходится оплатить услуги автоюристов и независимую экспертизу. Но жаловаться в РСА на затягивание срока ремонта и размер выплаты крымчане пока не научились.
- На территории Крыма и Севастополя работает представительство РСА и открыта горячая линия, на которую жалоб не поступало. Но зато около 500 жалоб направлено в письменном виде в Москву, причем написаны они как под копирку, что вызывает вопросы об их обоснованности, - говорит президент РСА Игорь Юргенс. - Не исключено, что те, кто пишет несоответствующие действительности обращения, как раз и провоцируют судебные разбирательства, выкачивая деньги из СК. В результате страховщики несут убытки и уходят из Крыма.
В республике рынок страхования и без того ограниченный: услуги оказывает всего несколько СК. Спасаются крымские автомобилисты покупкой электронных полисов, которых с начала года было оформлено почти 100 тысяч. Но это, в свою очередь, стимулировало активность посредников, предлагающих помощь в покупке электронного полиса.
- В разных регионах 50 - 60 процентов полисов продается через посредников, хотя такие продажи в электронном страховании запрещены законом, - говорит Михаил Порватов. - Посредник предлагает оформить е-ОСАГО за 300 - 500 рублей, но в этом случае он оформляет полис на себя, то есть выступает страхователем. Дальше он может со страховым договором делать все что угодно, например, аннулировать, а автовладелец будет думать, что у него есть действующий полис. Может просто отозвать платеж за полис, который он произвел со своей банковской карты, что приведет к аннулированию е-ОСАГО.
В Интернете все чаще встречаются предложения о продаже поддельных бланков полисов китайского производства за 2 - 2,5 тысячи рублей, тогда как оригинал стоит в среднем шесть тысяч рублей. В первом полугодии от этого сильно страдали СК первой десятки, каждый день Всероссийский союз страховщиков (ВСС) выявлял один-два сайта-клона крупнейших СК. Сегодня ситуация несколько изменилась и под ударом оказались средние страховщики. Всего с начала года выявлено 727 сайтов-клонов, из которых 547 были заблокированы.
Автоюристы, справиться с которыми СК пока не могут, агитируют автомобилистов вообще не приобретать полис ОСАГО, потому что в случае ДТП можно вызвать аварийного комиссара, который купит его в режиме онлайн, или самостоятельно оформить страховку с телефона, а затем вызывать на место аварии ГИБДД.
- Это стало возможным благодаря дыре в законодательстве, позволяющей покупать е-ОСАГО в любое время, даже в момент ДТП, - рассказал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. - Нужно ввести временное ограничение, которое не позволит автомошенникам оформлять полис после наступления страхового случая.
Документ, предусматривающий, что период страхования начинается по истечении 72 часов с момента покупки полиса, уже подписан главой ЦБ РФ и находится на регистрации в Минюсте РФ. Кроме того, РСА предложил ввести норму, что с одного телефона можно зарегистрировать только один личный кабинет. Кроме того, страховщики создают собственные службы противодействия мошенничеству, ведь следующий бум, в частности, по фальсификации ДТП, эксперты ожидают после повышения выплаты с оформлением европротокола с 50 до 100 тысяч рублей.
Сергей Ефремов, вице-президент ВСС:
- Сейчас доля мошеннических действий в автостраховании одна из самых больших на рынке, потому что это массовый вид страхования. В России заключено 40 миллионов договоров ОСАГО, вписаны в полисы около 60 - 70 миллионов человек. И все эти граждане не хотят платить деньги просто так, считая, что если уже произошло страховое событие, то СК должна им заплатить по полной программе. Начинают проникать мошенники и в другие виды страхования. И чем жестче мы будем ставить препоны в ОСАГО и каско, тем больше мошенников будет спускаться в имущественные виды, рисковые и даже в медстрахование. Это организованные преступные группы, которые технически оснащены и подкованы, занимаются киберпреступлениями, тем самым нанося колоссальные убытки СК.