- Каждый год в Свердловской области образуется 1,6 миллиона тонн коммунальных отходов. Они составляют менее одного процента от общего количества, однако оказывают наиболее негативное влияние, потому что при несанкционированном размещении ТКО возможно их возгорание, попадание в реки, захламление лесов, - говорит министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов. - Поэтому в региональной концепции обращения с ТКО особое внимание уделяется максимальному извлечению из бытового мусора полезных компонентов. Если сейчас мы можем переработать 12-14 процентов отходов, то к 2020 году этот показатель должен вырасти до 35 процентов и далее постепенно до 80-ти.
29 декабря станет известно, кто в Свердловской области будет выполнять обязанности региональных операторов по обращению с ТКО. Напомним, один из принципиальных моментов "мусорной реформы" - с 1 июля все полномочия по сбору, транспортировке, размещению, обезвреживанию и утилизации бытового мусора перейдут от муниципалитетов к регоператорам. Планируется, что на Среднем Урале их будет три. После заключения соглашений они должны сформировать инвестпрограммы и защитить тарифы. Предполагается, что объем финансирования программ составит 12-15 миллиардов рублей. Открытым пока остается вопрос сроков - их предстоит рассчитать вместе с операторами, учитывая окупаемость проектов.
А вот в Челябинской области программа с финансированием 7,5 миллиарда рублей уже составлена на период до 2025 года. Из указанной суммы около 4,5 миллиарда составят средства инвесторов, два миллиарда - федеральные субсидии на рекультивацию действующих свалок (самые крупные в Челябинске и Магнитогорске работают еще с 30-40-х годов прошлого века) и строительство объектов по обращению с отходами. Остальные средства выделит областной бюджет - на них планируется строить объекты сортировки и утилизации, предоставляя субсидии органам местного самоуправления и организациям, которые уже работают в этой сфере. Как рассказала начальник управления охраны окружающей среды министерства экологии Челябинской области Яна Куприкова, территориальная схема предполагает деление региона на шесть зон деятельности регоператоров. Два конкурса уже провели, еще два объявлены, остальные пройдут до марта 2018 года.
Особых различий между уральскими регионами в построении новой схемы, по словам специалистов, нет: в обоих не хватает сортировочных и перерабатывающих предприятий, а также полигонов, полностью соответствующих санитарным требованиям. Так, по словам замруководителя свердловского Роспотребнадзора Дмитрия Козловских, на Среднем Урале из 406 мест размещения ТКО в госреестр попали только 34 объекта.
Если говорить о несанкционированных свалках, то их в регионе около шестисот, и борьба с ними идет тяжело. Неудивительно, ведь дело это весьма затратное, и зачастую непонятно, кто будет платить за рекультивацию. В то же время есть технологические решения: перед ликвидацией старых свалок рассортировать их содержимое, извлечь полезные фракции, и бизнес готов этим заниматься.
- Расстояние с места сбора мусора до места сортировки может составлять десятки и сотни километров. Чтобы сократить транспортные издержки, придуманы мобильные сортировочные комплексы, - рассказывает Владимир Степанов, представитель компании, занимающейся приемом и размещением отходов. - По нашим расчетам, старая свалка содержит 15 процентов пластика, пять процентов металлов, 35 - строительного мусора. При извлечении всего одного процента полезных фракций одна мобильная установка приносит до 20 миллионов рублей дохода в год.
Что касается раздельного сбора мусора, к которому жителей пока не слишком результативно пытаются приучить, то при новой системе обращения с отходами появляются некоторые нюансы. Одни специалисты считают, что для удобства операторов нужно избавлять бытовой мусор от органики, например, с помощью установки в раковины шредеров, позволяющих спускать пищевые отходы в канализацию. Другие же, наоборот, предлагают транспортировку мусора и его сортировку рассматривать вкупе - без этого экономически эффективной системы не создать.
- Я был директором сортировочного завода и со временем стал противником раздельного сбора мусора (за исключением батареек и ртутных ламп), - высказывает мнение Андрей Сазонов, руководитель перерабатывающего предприятия. - Не вижу смысла привлекать к сортировке население: технологии позволяют без раздельного сбора повторно использовать до 80 процентов мусора. На это нужны время и инвестиции.
- Я частично поддержу мнение противников раздельного сбора: та сортировка, которая существует сегодня, в корне неправильна, - подтверждает Николай Смирнов. - Сегодня тот, кто пришел первым, забирает самое полезное, оставляя другим операторам менее эффективные для переработки отходы. Этим мы дискредитируем всю систему. При единой системе сбора, накопления, сортировки и утилизации оператор будет планировать все финансовые потоки.
кстати
Одно из свердловских предприятий, занимающееся переработкой смешанного пластика, в этом году освоило производство газонных решеток и ограждений. Например, все заборы у Дворца молодежи, Вечного огня и Центрального стадиона в Екатеринбурге сделаны из переработанного пластика. Внешне их не отличишь от чугунных, при этом они дешевле, не ржавеют, не гниют, не требуют покраски, и пластик не воруют, чтобы сдать в металлолом.