Сколько потратят города Урала на ледовые городки

До Нового года остались считанные дни, а значит, на этой неделе в каждом городе и селе откроется праздничный снежный городок. Сколько средств готовы вложить муниципалитеты в новогоднюю сказку, зависит в основном от возможностей казны и амбиций властей.

Абсолютным рекордсменом в Уральском округе стал Ханты-Мансийск, объявленный нынче новогодней столицей всей России. На организацию праздника здесь потратили 100 миллионов рублей, часть из которых выделена из федерального бюджета. При населении 94 тысячи человек выходит больше тысячи рублей на каждого жителя, но расчет не столько на местных, сколько на туристов - планируется принять за каникулы 80 тысяч гостей.

Мероприятий для них организовали десятки, например, уже прошел всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек. В центре столицы Югры выстроена чумовая улица: желающие могут здесь даже пожить - сутки в чуме обойдутся от одной до семи тысяч рублей. Правда, по прогнозам в новогоднюю ночь могут ударить морозы до минус 45-50 градусов, и одно это поставит под угрозу праздничные гулянья. Хотя на самом деле власти не особо рассчитывают на то, что затраты окупятся: новогодний проект больше имиджевый, продвигающий Ханты-Мансийск как один из туристических центров России.

На второй позиции - Екатеринбург, где вложили в ледовый городок 23 миллиона рублей. На протяжении последних трех лет расходы на зимние забавы ежегодно увеличиваются здесь на три миллиона рублей.

Самой экономной оказалась Тюмень, где потратят всего пять миллионов. На эти деньги в новогоднем городке поставят мультяшных героев изо льда, его богато иллюминируют и устроят шоу-программу.

Вообще-то, экономить стараются все муниципалитеты. Елки, например, уже практически везде не живые, а сборно-разборные. Скажем, в Ханты-Мансийске конструкцию устанавливали на протяжении 20 лет и только нынче решили обновить.

Но при всех стараниях бюджетные траты все равно не окупаются, даже несмотря на то что в городках работают отнюдь не дешевые аттракционы и многочисленные ларьки со снедью и сувенирами.

- В бюджет города не возвращается ни рубля, - говорит представитель пресс-службы мэрии Екатеринбурга Виктория Мкртчян. - Подрядчик каждый год компенсирует свои затраты, продавая билеты на главную горку. Стороны это устраивает. Часть денег от работы киосков идет на охрану объекта.

Каждый год в разгар строительства снежных городков в соцсетях вспыхивают дискуссии о целесообразности таких трат на гулянья: мол, не лучше ли повысить зарплату врачам, вложить деньги в строительство детсадов или закупить, например, снегоуборочную технику? Звучат предложения сделать вход в городок платным. Так, в прошлом году в Екатеринбурге за каникулы его посетило 300 тысяч человек, то есть, чтобы окупить вложения, достаточно было бы сделать цену билета всего 33 рубля.

- Власти никогда на это не пойдут и правильно сделают: это довольно важная социальная миссия муниципалитетов - вложения в настроение людей, в сказку для детей и, в конечном счете, в будущее городов, - говорит кандидат экономических наук, доцент УрФУ Анна Дьячкова. - Представляете, какая волна поднялась бы в тех же соцсетях, если бы снежный городок однажды не построили, сказав: "Извините, мы на эти деньги купили снегоуборочный трактор"? Ко всему, у россиян особое отношение к этому празднику, мы не готовы экономить в Новый год. Помните поговорку: хоть портки заложить, да старый год проводить. Это точно про нас.