Перед премьерой фильма режиссер "Движения вверх" Антон Мегердичев поговорил с обозревателем "Российской газеты".
Как возникла идея "Движения вверх"?
Антон Мегердичев: Леонид Верещагин, генеральный директор компании "ТриТэ", предложил мне снять фильм еще в 2013-м, вскоре после выхода моего фильма "Метро". Годом позже мне был показан первый драфт сценария - прочитав, я с радостью согласился.
И как Верещагин объяснил такой интерес к спортивной теме?
Антон Мегердичев: Безусловно, повлиял успех фильма "Легенда N17" - собственно, продюсеры этого не скрывают.
У меня в начале был большой скепсис - не будет ли в этом повтора, вторичности? Но прочитав книгу Сергея Белова "Движение вверх", понял, что тема уникальная, матч, о котором пойдет речь, из разряда ярких событий двадцатого века. Тем более про спорт настолько мало снято в процентном отношении, к примеру, к фильмам про войну, что это вообще непаханое поле для работы.
С "Легендой N 17" сравнения неизбежны. Вы этих сравнений не боитесь?
Антон Мегердичев: Моя задача была сделать совершенно самостоятельную картину без оглядки на успех "Легенды N17". Другое дело, что эта преемственность нужна продюсерам, чтобы продавать фильм.
Есть важное отличие вашего фильма от "Легенды". В фильме Лебедева все крутилось вокруг одного персонажа, остальная хоккейная сборная там была массовкой, окружающей Харламова. У вас же в фильме нет одного героя.
Антон Мегердичев: Да, мы показали команду, поэтому у нас есть и тренер, и несколько равноценных фигур спортсменов.
С другой стороны, из рекламной кампании понять это невозможно. Она создает какой-то совсем уж однобокий образ фильма, вы так не считаете?
Антон Мегердичев: Ничего с этим поделать невозможно, клише есть клише. Понимаете? Это вообще так устроен мир. Русские победили американцев, ура и все такое... От этого не уйти. Но мне как режиссеру как раз интересно было показать две точки зрения на эту историю. И ни в коей мере не оскорблять американцев, а показать и их правду тоже. Показать их как достойного, мощного соперника. Ведь тем ценнее победа, которую одержала наша сборная. Я не хотел изображать соперника жутковато-смешной карикатурой. Это основное мое ноу-хау для нашего патриотического кино.
При этом из фильма, кажется, сознательно убирается почти вся политика. Вы пускаете титры в тот момент, когда эта история далека от завершения. В Мюнхене ведь всю ночь идет обсуждение, признавать или не признавать итоги матча, затем американцы отказываются выходить на награждение. Это тоже было вашим ноу-хау?
Антон Мегердичев: Мы шли к этому путем проб и ошибок. Эта картина коммерческая, прокатчики ставили нам жесткие условия по хронометражу - ни минутой больше. Многое в этот хронометраж не помещалось. У нас даже была снята сцена награждения с пустой серебряной трибуной. Но в конечном итоге жанр диктует, что у фильма должен быть один финал и эпилог.
Баскетболисты в вашем фильме фигурируют под своими реальными фамилиями - Белов, Паулаускас, Коркия. А тренер у вас не Кондрашин, а Гаранжин. Почему?
Антон Мегердичев: Этим вопросом занимались продюсеры. Вероятно, таковы были условия родственников Кондрашина. Знаю только, что были долгие переговоры. "Движение вверх" - не документальный фильм. А задача художественного произведения - не описать, как все было на самом деле, а попасть в характер. Поэтому, когда сценарист конструирует истории, основанные на реальных событиях, он просто обречен что-то придумывать. Понятно, что персонаж в кино должен быть адекватен прототипу. Но знака равенства между ними нет. Мы шли не за математической точностью, а за характером наших героев. И тут мы точны.
Вы ведь баскетболистам сборной 1972 года кино уже показали?
Антон Мегердичев: Неоднократно. Более того, они были на съемочной площадке, на премьере. Сын Сергея Белова Александр у нас вообще был своего рода балетмейстером, он ставил нам весь баскетбол в картине. Я постоянно общался с Иваном Едешко, Алжаном Жармухамедовым. И не слышал от них отрицательных отзывов.
Все российские спортивные фильмы строились вокруг звезды в главной роли. В "Движении вверх" среди актеров, играющих баскетболистов, нет ни одной безусловной звезды. Это сознательный шаг?
Антон Мегердичев: А вы попробуйте найти известного артиста, который был бы высоким, спортивным, имел какие-то способности к баскетболу и мог выдержать изнурительные тренировки. И умножьте на восемь главных героев. Эта задача просто невыполнимая. Поэтому мы искали просто хороших артистов, подходящих под характеры. Изначально решили, что если будет звезда - слава богу. Не будет - тоже слава богу. Тем более что звезд в фильме хватает. Мы окружили этих ребят нашим первым эшелоном: Машковым, Гармашом, Смоляковым, Толстогановой.
Вас нельзя обвинить в том, что вы какую-то одну тему оседлали и скачете на ней. Или теперь вот она появилась?
Антон Мегердичев: Следующий фильм про гандбол сделать? (Смеется) Нет, я пока бы сделал перерыв в спортивной тематике.
Вы давно находитесь внутри коммерческой киноиндустрии. Сейчас даже люди, которые скептически относятся к такому понятию, как "российская киноиндустрия", осторожно говорят, что в этом году что-то такое начало вырисовываться. Вы какой точки зрения на этот счет придерживаетесь?
Антон Мегердичев: Пять лет назад, когда я сделал фильм "Метро", а потом вышла "Легенда N 17", говорили примерно то же самое. Потом произошел провал, начался новый цикл, люди сняли новые картины. И вот в 2017 году достаточно яркие релизы пошли, которые выигрывают у Голливуда уик-энды. Будем смотреть, сколько мы на этом уровне продержимся в этот раз. К сожалению, наш рынок не ширится. Одни и те же люди, одни и те же бюджеты. И государственный Фонд кино как главный инвестор. То есть бизнесом наше кино так и не стало. Из-за этого есть конечность в финансировании. Когда частный инвестор начнет вкладывать в кино и знать, что он с этого может заработать, это будет совершенно другая история. Но сегодня частных инвесторов в нашей киноиндустрии нет.