Проблема, которую предлагают решить местные законодатели, касается не только Карелии, но практически большинства российских регионов.
Карельские депутаты пишут, что нормы, которые они хотят поправить, успешно работали, пока протоколы об административных правонарушениях по ним составляли должностные лица органов внутренних дел. То есть полиции. И так было до вступления в силу изменений, внесенных в Административный кодекс 21 июля 2014 года N 247-ФЗ.
Законы о нарушениях тишины ночью есть во всех местных законах. Федеральный закон 2014 года установил, что протоколы об ответственности за ночной шум и гам на местах составляются полицейскими лишь в том случае, если есть некий документ - соглашение о передаче полномочий по составлению таких протоколов между федеральным органом исполнительной власти, то есть полицией, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Карельские депутаты пишут, что с июля 2014 года и до настоящего времени соглашение между МВД России и правительством Республики Карелия по этому вопросу не заключено. Аналогичная ситуация складывается в подавляющем большинстве субъектов страны.
Поэтому полицейские с тех пор не составляют протоколы о нарушении тишины ночью по нормам, установленным региональным законодательством об административных правонарушениях.
Заставить это делать кого-то другого кроме полицейских не получается. В пояснительной записке к законопроекту карельские депутаты пишут: только у полиции есть право требовать от граждан и чиновников, представителей юридических лиц "прекращения противоправных действий, проверять у указанных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия". А еще полицейские приходят к шумным компаниям в форме и со служебным оружием, что немаловажно.
Отсутствие таких преимуществ у тех, кого потенциально могут заставить составлять протоколы о шуме, не даст им возможность нормально работать. Сказанное законодатели подтверждают статистикой по своему региону. Налицо резкое уменьшение количества протоколов, составленных на нарушителей ночной тишины. В Карелии в 2016 году было составлено всего 32 таких протокола. В то время как в 2013 году было составлено больше 21 тысячи таких протоколов. При этом количество правонарушений, связанных с грохотом и пением в ночное время, в Карелии не сократилось.
Сейчас в республике функции на составление таких протоколов переданы чиновникам органов исполнительной власти, уполномоченных правительством Карелии. Но у них, говорят карельские депутаты, нет законных рычагов воздействия
на "лиц, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность". А это в свою очередь вынуждает граждан, которые не выдерживают ночные пытки с грохотом или музыкой, самим защищать свои права и как результат - бытовые преступления.
Вывод законодателей: сложившуюся ситуацию надо срочно менять, так как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не располагают "законодательно установленным инструментарием, позволяющим пресекать и предупреждать правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности".
Депутаты предложили дописать главу 20 КОАП "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" и поручить составлять подобные протоколы сотрудникам полиции, как это уже было и весьма успешно работало.
А потом протоколы по закону идут судьям на рассмотрение.
В случае, если этот документ пройдет все положенные инстанции и станет полноценным законом, ему порадуются очень многие россияне.
Напомним, в темное время суток категорически нельзя шуметь в домах граждан, своих и многоквартирных, в гостиницах, больницах, домах отдыха "и других общественных местах".
В действующем сегодня и уже ужесточенном законе о нарушении ночной тишины точно прописано, что входит в понятие беспокойства, когда граждане спят.
Это громкое пение, крик, свист, "использование звуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления". Запрещено шумное производство ремонтных, хозяйственных, строительных и прочих работ.
Из этого "запретительного" списка есть исключения, когда шуметь ночью очень даже позволительно. Речь идет в первую очередь об аварийно-восстановительных, спасательных и прочих неотложных работах, "связанных с обеспечением безопасности либо бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения населения". Под запрет не попадает еще проведение культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Все остальное, что закон называет "действиями, сопровождающимися громкими звуками", сегодня наказывается сурово.
В лучшем случае нарушитель получит предупреждение. В худшем административный штраф. Для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Для чиновников и прочих должностных лиц штраф возрастет от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Больше всех заплатят юридические лица - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Но эти суммы только начало. При повторном совершении административного правонарушения административный штраф увеличивается в разы.
Так гражданин заплатит уже от двух тысяч до пяти тысяч рублей. Чиновникам придется раскошелиться от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Ну а юридические лица повторно заплатят - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.