Производителям детских товаров могут компенсировать часть уже понесенных затрат на приобретение у отечественных правообладателей лицензий на право пользования анимационными образами, на приобретение франшизы на производство товаров для детей с использованием героев мультфильмов, на маркетинг и рекламу и даже на оплату страховки от претензий конечных покупателей. Например, если кому-то из родителей покажется, что Крокодил Гена или Чебурашка в исполнении какой-нибудь фабрики игрушек не похожи на свой прототип.
Как считают в минпромторге, дополнительные деньги от государства помогут не только увеличить долю товаров для детей российского производства, но и постепенно завоевывать иностранные рынки.
Как рассказала "Российской газете" президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина, доля отечественных игрушек на рынке сегодня составляет всего 22 процента. Соответственно 78 процентов продающихся в магазинах игрушек приезжают к нам из-за границы. Главный поставщик - Китай.
Но, как постоянно предупреждает Роспотребнадзор, китайские игрушки порой таят в себе крайне неприятные сюрпризы. Самыми распространенными нарушениями являются пробелы в маркировке товаров (не указан возраст детей, для которых предназначена игрушка, нет даты изготовления).
Однако встречаются и более грубые нарушения - превышенное содержание фенола, слишком громкий звук, издаваемый куклой или машинкой. Делаются китайские игрушки, как правило, из мягкого полимера - продукта, полученного из отработанных медицинских изделий. Если полимер согреется, то начнет выделять токсичные вещества.
По словам Антонины Цицулиной, если законопроект минпромторга будет одобрен, он серьезно поможет производителям. "На выкуп лицензии каждый производитель, который хочет выпускать товары с образами популярных персонажей, тратит около 30 миллионов рублей в год, - поясняет Цицулина. - Всего в год отчисления правообладателям превышают 1,4 миллиарда рублей. Выпускать игрушки без лицензии - это значит нарваться на очень серьезные неприятности. Поэтому легальные производители платят".
Всего сейчас индустрия детских товаров использует более 40 российских анимационных брендов. Общий оборот этих товаров в рознице составляет примерно 20 миллиардов рублей в год.