Всего в России 78 заводов, которые суммарно могут перерабатывать более 320 миллионов тонн нефти в год. Большая часть переработки - почти 83 процента - приходится на вертикально интегрированные компании (ВИНК, всего 28 предприятий), остальное - независимые производители (около 14 процентов, девять заводов) и мини-НПЗ (около трех процентов, 41 завод).
Выше всего глубина переработки нефти на заводах ВИНК (79,6 процента в прошлом году), они же по большей части занимаются модернизацией и вводом новых мощностей вторичных процессов, которые позволяют получать, например, высококачественный бензин, смазочные масла, пластмассы и прочее. Последние несколько лет растет глубина переработки независимых НПЗ (с менее 60 процентов в 2014 году до 76,8 в 2016-м), однако в основном это происходит за счет сокращения выпуска топочного мазута.
Действующая программа модернизации в отрасли позволила с 2011 года ввести в эксплуатацию 70 установок вторичной переработки нефти, по итогам 2017 года - еще восемь, сообщал в декабре замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Цель - модернизировать к 2020 году 120 установок. Они позволят увеличить глубину переработки и, как следствие, выход светлых нефтепродуктов, который используют как показатель технологического развития. Пока российские заводы по нему существенно отстают от зарубежных: в 2017 году - 62 процента по сравнению с 72 процентами в Западной Европе и 82 процентами в США.
"Сейчас средний уровень Западной Европы превышают лишь пять российских НПЗ, без учета предприятий, работающих на газовом конденсате, практически не содержащем темных нефтепродуктов. К 2022 году количество НПЗ с выходом светлых на уровне среднеевропейского превысит 13 с общим объемом переработки около 50 процентов от отрасли", - прогнозирует главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Показатель выхода светлых нефтепродуктов отражает мощность углубляющих процессов, в результате которых темные нефтепродукты преобразуются в светлые. При этом облагораживающие процессы, направленные на производство качественных бензина и дизеля, не увеличивают выход светлых, а уменьшают его, подчеркивает эксперт.
Еще один распространенный показатель технологического развития НПЗ - это уровень покрытия первичной переработки нефти вторичными процессами. В России он едва превысил единицу, в то время как в Западной Европе он выше 1,3, указывает Сергей Ежов.
Показатель выхода светлых нефтепродуктов не столь репрезентативен - вместо него можно было бы использовать индекс Нельсона (NCI), считает эксперт Энергоцентра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко. NCI указывает не только на интенсивность инвестиций, но и на потенциал добавленной стоимости завода. Для своих предприятий индекс рассчитывают ВИНК, но в минэнерго этот показатель не встречается в публичных статистических отчетах. Итальянская нефтегазовая компания ENI оценивала в 2015 году средний NCI по России и Центральной Азии в 7,1, в Европе - в 9,2, в США - в 10,8. Порядок примерно тот же, что и с показателем выхода светлых нефтепродуктов.
Вопрос о дальнейшей модернизации НПЗ в России сейчас стоит остро не только по причине отставания от западных коллег, но и ввиду низкой биржевой стоимости нефтяного сырья. Так, размер нефтяной природной ренты, доступной для субсидирования нефтепереработки через экспортную пошлину, сокращается вместе с падением цен на нефть. Уже третий год подряд цены держатся в диапазоне 40-60 долларов по сравнению более чем со 100 долларами в 2011 году, когда началась программа модернизации, а маржа НПЗ снизилась с десяти долларов за баррель в 2014 году до 1,7 доллара в 2016-м, оценивает Сергей Ежов.
В минфине и минэнерго пока публично обсуждают введение "отрицательного" акциза. Смысл следующий: при отмене экспортной пошлины резко возрастает стоимость сырья на внутреннем рынке, и в качестве компенсации НПЗ получили бы возможность вернуть часть уплаченного акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличит выход светлых нефтепродуктов. Вопрос в том, как оценивать, кому и сколько возвращать.
Среди крупнейших НПЗ Екатерина Грушевенко выделила те, которые теоретически могут воспользоваться обратным акцизом: Антипинский, ТАНЕКО, Омский и Уфимский. У них показатель выхода светлых нефтепродуктов близок к 80 процентам (ожидается, что именно его используют как критерий для отбора НПЗ). "При этом стоит отметить, что подобный механизм не будет стимулировать НПЗ, где модернизация не закончена: фактически они станут менее конкурентоспособными", - указывает эксперт. Важно, чтобы господдержка не была направлена на бесконечное поддержание рентабельности технологически неэффективной переработки, заключает Сергей Ежов.