Отношения Южной Кореи и Японии оказались в кризисе из-за "секс-рабынь"

Правительство Южной Кореи официально подтвердило, что в соглашении с Японией о решении проблемы "сексуальных рабынь" присутствовали и секретная часть, которую Сеул не стал обнародовать, опасаясь взрыва негодования у себя в стране. Новые лидеры Кореи намерены поставить вопрос о полном пересмотре договора, что уже спровоцировало угрозы из Токио. Высокопоставленные чиновники Японии заявили, что это "неизбежно приведет к пересмотру всего комплекса двусторонних отношений".

Поставившее на грань кризиса двусторонние отношения соглашение было заключено почти ровно два года назад - 28 декабря 2015 года в эпоху правления в Южной Корее правительства Пак Кын Хе. Тогда достаточно неожиданно для корейской общественности и политиков правительство Республики Корея (РК) и Японии договорились "окончательно и безвозвратно" решить проблему так называемых "сексуальных рабынь" - кореянок, которые в годы Второй мировой войны были насильно мобилизованы для работы в борделях для японских солдат. Это проблема постоянно сильно осложняла двусторонние отношения. Правительство Пак Кын Хе договорилось с Токио, что Япония перечислит в специально созданный "фонд примирения" 1 триллион вон (около 9 млрд долларов), а также выскажет определенные сожаления по поводу страданий женщин. Реакция же корейской общественности не заставила себя ждать: подавляющее большинство корейцев выступили резко против соглашения, где не было достаточного раскаяния. В том числе и это соглашение стало одной из причин, которая в итоге привела к импичменту Пак Кын Хе.

Новый президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, который среди своих предвыборных обещаний гарантировал, что скандальное соглашение будет пересмотрено, по крайней мере пока держит слово. Специальная группа специалистов министерства иностранных дел РК сегодня обнародовала результаты расследования по поводу договора, подтвердив, что у документа есть "секретная часть", которую намерено скрыли от корейской общественности. Хотя сейчас содержание этих "секретных параграфов" дословно не было разглашено, но было заявлено, что в них под давлением Японии Корея согласилась отказаться от возведения у себя в стране и за рубежом новых памятников "сексуальным рабыням", не будет использовать этот оборот в официальных документах, а также проведет "разъяснительную работу" среди общественных организаций, которые требуют ответственности от Токио.

Данные результаты вызвали новую антияпонскую волну в Корее, а также шквал критики в адрес предыдущего правительства. По сути получилось, что все или почти все что подозревали активисты, называя Пак и ее окружение "предателями", подтвердилось. Эти положения корейцы никогда бы не приняли, если бы всё это обнародовали, что Пак Кын Хе и ее соратники прекрасно понимали. Теперь же соглашение, в котором собирались "полностью и безвозвратно решить проблему", спровоцировало новый кризис в двусторонних отношениях. С точки зрения корейцев, среди которых 70 процентов выступают против соглашения, японцы попросту "откупились", отказавшись извиняться. Вновь появились тезисы о "двуличных и коварных японцах", а Пак Кын Хе припомнили и ее отца экс-президента Пак Чжон Хи, который в прошлом был офицером японской армии, в а 1965 г. несмотря на протесты масс восстановил дипотношения с Японией. Стоит также учитывать, что японцы с 1910 по 1945 гг. оккупировали Корейский полуостров, что им также не забывают в Стране утренней свежести.

Теперь же перед правительством Южной Кореи стоит непростой выбор. На одной чаше весов - обещания президента Мун Чжэ Ина пересмотреть договор, жесткая позиция главы МИД Кан Гён Хва, которая также жестко высказывалась по соглашению, а также волна народного негодования по поводу подтвердившихся подозрений - "нас хотели обмануть, а недовольным заткнуть рты". Но с другой стороны - тесные торгово-экономические связи с Японией, необходимость поддержки со стороны Токио по части решения ядерной проблемы Пхеньяна, общие союзнические отношения с США (Вашингтон давно пытается примирить своих союзников) и ряд других вопросов. Хотя загадывать непросто, но можно предположить, что так или иначе, но нынешнее правительство Южной Кореи потребует от Японии пересмотреть соглашения, угрожая односторонним разрывом договора.

Угрозы уже поступили, но как раз со стороны Токио. Официальные представители Японии заявили, что соглашение пересмотру не подлежит, оно было подписано законным правительством РК, а остальное - "проблемы Сеула". "Если правительство РК попытается внести изменения в договор, то это неизбежно вызовет перемены во всем комплексе двусторонних отношений… Даже если Сеул официально потребует от нас внести изменения в документ, мы категорически откажемся это сделать", - сегодня заявил глава МИД Японии Коно Таро.

С одной стороны понятно, что японский министр явно говорил в первую очередь для своей публики, но после таких слов, которые безусловно услышали в Сеуле, пространство для маневра у правительства РК теперь стало еще меньше. Стоит ожидать, что теперь корейские общественные организации с удвоенной энергией будут возводить мемориальные комплексы, посвященные "сексуальным рабыням", а руководство Кореи достаточно быстро потребует пересмотра соглашения, угрожая денонсацией документа. В любом случае очередной кризис в двусторонних отношениях теперь неизбежен. Вопрос в том, как Сеул и Токио смогут выйти из него, если смогут вообще.