Почему ОСАГО в Сибири убыточно

Рынок ОСАГО ожидает "большая чистка", которая уже началась на Юге России и Урале, где убыточность страховых компаний в этом сегменте доходит до трехсот процентов. В СФО ситуация не столь печальна, однако и здесь в половине регионов расходы страховщиков на выплаты по "автогражданке" превышают сборы. От этого страдают и потребители - компании либо уходят из региона, либо стараются минимизировать свое присутствие на рынке ОСАГО. В итоге получить полис обязательного страхования становится гораздо сложнее.

Виной всему, по мнению специалистов, остается большая доля мошеннических схем. В каких-то случаях они приобретают форму злоупотребления правом, а где-то носят откровенно криминальный характер. И убытки страховых компаний действительно огромны. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, российские страховщики за девять месяцев этого года выручили на рынке ОСАГО около 185 миллиардов рублей. А выплатили по фактам ДТП более 160 миллиардов, и порядка четверти этих средств ушли мошенникам. То есть лишились прибыли примерно в сорок миллиардов рублей, тогда как на такую же сумму обогатились преступники.

- Это те деньги, которые подпитывают "черный" рынок. Из совместной работы с правоохранителями в Южном федеральном округе мы сделали вывод о том, что часть выручки мошенников идет на подпитку криминальной среды, которая соприкасается и с терроризмом, и с наркомафией, и с незаконной торговлей оружием, - подчеркнул на пресс-конференции в информационном агентстве "ТАСС-Сибирь" Игорь Юргенс.

Мошенники, по словам эксперта, действуют порой весьма креативно, но все же основные их приемы широко известны и одинаковы в России и за рубежом - это "подставы" на дорогах, выдача фальшивых полисов и представительство в судах с явным злоупотреблением правом. Не более трети отсуженной суммы получает сам автовладелец, остальное уходит "черным" юристам. В целом в мире около двадцати процентов выплат на страховом рынке происходит по мошенническим искам, а оборот оценивается приблизительно в 200 миллиардов долларов.

В Сибири, по словам заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергея Ефремова, больше всего убытков по ОСАГО несут страховщики Республики Тыва, где на каждый заработанный рубль приходится полтора потраченных. Но и в других регионах работать с ОСАГО невыгодно: в Хакасии убыточность достигает 129 процентов, Новосибирской области - 116, Алтайском крае - 107 процентов.

- Необходимо найти способ противостоять мошенникам. В каждом регионе будут созданы рабочие группы из числа страховщиков, которые могли бы взаимодействовать между собой, обмениваться информацией, собирать статистику, вырабатывать методы борьбы с мошенничеством. Все эти данные будут передаваться в межведомственную рабочую группу, которую в каждом субъекте федерации возглавит представитель прокуратуры, - обозначил задачу ближайшего будущего Сергей Ефремов, отметив, что страховщикам стоит наладить более тесную работу с правоохранительными органами.

Сегодня чаще всего сообщения страховых компаний о подозрениях в мошенничестве остаются без особого внимания. По статистике, за первые шесть месяцев этого года страховщики СФО передали в полицию сведения о 233 случаях с признаками мошенничества. Результатом стало возбуждение всего 54 уголовных дел.
Существенная доля замеченных страховыми компаниями нарушений закона предусмотрена статьей об изготовлении, сбыте и использовании поддельных бланков полисов. Фальшивые документы достаточно высокого качества изготавливают чаще всего в Китае и завозят в Сибирь большими партиями. Но даже явно криминальный характер нарушений до сих пор не стал гарантией уголовного преследования.

Страховщики призывают присмотреться к опыту западных стран. К примеру, в Скотланд-Ярде действует специальное подразделение, занимающееся исключительно борьбой с мошенничеством в сфере страхования. Усилиями девяноста полицейских этого отдела в Лондоне удалось существенно снизить число мошеннических групп. Сейчас подобные подразделения создают в полиции Италии и Германии. А в ряде европейских стран в структуре страховых компаний действует особая служба, которая по своим полномочиям приравнивается к детективам и до определенной стадии ведет расследование под контролем местной прокуратуры, а потом передает ей собранные материалы для обращения в суд.

В России же борьба с мошенничеством в сфере автострахования, по сути, остается в компетенции участковых. Точнее, подпадает под юрисдикцию уголовного розыска, но понятно, что там основное внимание уделяют расследованию и предупреждению прямых имущественных преступлений или преступлений, угрожающих жизни и здоровью. В то же время именно страховое мошенничество специалисты называют одним из самых сложных в правовом плане, и участковые попросту не владеют должными подготовкой и терминологией.

Положительный пример, по словам Игоря Юргенса, показали в Главном управлении МВД России по Кемеровской области, где на временной основе было выделено особое подразделение для борьбы со страховым мошенничеством. Группа, созданная преимущественно из сотрудников ОБЭПа, в короткие сроки сумела разоблачить большое число мошеннических групп. Но лидером стал Челябинск, где после жестких указаний со стороны прокуратуры и реакции правоохранительных органов было "поднято" около 900 ранее "замороженных" уголовных дел и по части их уже есть судебные решения.

Главное, чтобы усиление мер в интересах автостраховщиков не сказалось на увеличении злоупотреблений законом с их же стороны. Сейчас, помимо Российского союза автостраховщиков, налагающего на нарушителей свои санкции, ситуацию отслеживает Центробанк РФ. Здесь обещают "хватку" не ослаблять.

- Мы получаем до тысячи жалоб на страховые компании в неделю, и если претензия зафиксирована, по ней проводится четкая работа, - заверил директор департамента страхового рынка Центрального банка РФ Игорь Жук. - Порой реагируем очень жестко. В ноябре этого года была отозвана лицензия у очередной страховой компании, которая без должной ответственности относилась к выполнению своих обязанностей. Если еще несколько лет назад в России работало свыше 180 страховых компаний, сейчас осталось не более шестидесяти - недобросовестные игроки уходят с рынка. Более того, именно жалобы граждан помогают корректировать страховой рынок в сторону увеличения эффективности. Например, "период охлаждения", когда потребитель имеет право отказаться от договора страхования, если считает его навязанным, ненужным, со следующего года будет увеличен с пяти дней до четырнадцати.

Сделать более открытым рынок ОСАГО должно и страхование в электронной форме. За одиннадцать месяцев этого года онлайн оформлено более 6,5 миллиона договоров. Для сравнения: за предыдущие полтора года было продано всего 300 тысяч полисов. В среднем в регионах СФО порядка двадцати процентов договоров оформляется через Сеть, а лидером стала Бурятия, где доля электронного ОСАГО достигает сорока процентов. Но и этот вид получения страховки, как оказалось, дает возможность для своеобразного мошенничества.

- Когда мы стали работать с электронными полисами, стало понятно, что большая доля мошеннических действий происходит, когда люди не управляют транспортными средствами, - отмечает Сергей Ефремов. - Сегодня у нас нет периода ожидания, когда договор по электронному полису вступает в силу. Что происходит: человек попал в ДТП, у него нет полиса, но есть техническая возможность зайти на сайт компании, оформить полис ОСАГО и через несколько минут заявить о страховом случае. В законодательство необходимо внести нормы, устанавливающие временной промежуток между оформлением электронного полиса и вступлением договора в силу.

Центробанк России уже подготовил соответствующие нормативы, и когда они будут приняты на законодательном уровне, срок вступления электронного договора в силу составит три дня. Это лишит мошенников возможности застраховать уже "помятый" автомобиль. Очевидно, что пока страховщики и правоохранители латают одни бреши, мошенники находят новые лазейки. Эксперты сходятся во мнении, что одолеть "гидру" окончательно в ближайшем будущем едва ли удастся. Но если минимизация потерь страховщиков вернет их на рынок ОСАГО в тех регионах, где сейчас им работать невыгодно, от этого, в конце концов, выиграют все.