- В таких случаях нельзя переворачивать человека - он может захлебнуться рвотными массами! - Сергей живо реагирует на мой рассказ. - Не хочу никого из педагогов обидеть, но без основ безопасности жизнедеятельности - никуда. Хотя, конечно, современный человек должен быть всесторонне развит, а у ОБЖ есть метапредметные связи со многими науками. К примеру, объяснить, как в организм проникает радиация, я могу, зная законы физики. При изучении травматизма вспоминаем строение костей - это биология. Проходим аварийный химически опасный объект - актуализируем знания по химии: как действует хлор, аммиак, ртуть и т. д.
Сергей - продолжатель педагогической династии: его прадед возглавлял школу в Подмосковье, бабушка всю жизнь проработала учителем начальных классов, мама ведет технологию, жена - русский, литературу и мировую художественную культуру. Школу № 132 на Химмаше окончил не только Сергей, но и его брат, тетя, дядя. Так что другого места работы он для себя не видит.
- Я счастливый человек: школа в 10 минутах ходьбы от дома, никогда не опаздываю, - шутит Сомов. - Конечно, бывает непросто, но дети очень много дают. Сюда я устроился на четверть ставки, обучаясь в Горном университете, помогал проводить внеклассные мероприятия. Затем окончил педагогический вуз. Вместе с дипломом получил деловое предложение от директора школы. Согласился и не жалею. Наоборот, везде с гордостью говорю, что я преподаватель ОБЖ.
Мужчин в 132-й школе всего трое, авторитет их очень весом, и это видно по поведению ребят. Сергей приглашает нас на урок в 11-й класс. Тема - первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Никаких привычных "прочитайте в учебнике и запишите". Педагог делит старшеклассников на четыре группы. Парты сдвинули, сели, быстро согнули листок формата А4 пополам и разорвали. Четыре раза подряд. Итого, господа математики, сколько листочков на команду?
- Много, - раздается юношеский басок.
Что ж, и для юмора на уроке найдется время. А теперь задание: перечислить условия, при которых можно получить травму. Каждый пишет и кладет листок на середину стола, проговаривая свою версию вслух. Повторяться нельзя. На все про все две минуты.
Темп урока очень быстрый, задания переходят от команды к команде по кругу, отсидеться за спинами товарищей не получится. За 40 минут успели вспомнить симптомы перелома, ушиба, растяжения, вывиха, наложили повязки и шины. Пациентом стал манекен Максим. Интересно, что девочки оказались более отважными "медсестрами", а парни предпочли быть на подхвате.
- В 10-11-м классах полгода читаем мальчикам "Основы военной службы", девочкам - курс медицины. Так вот, последнее время они все чаще говорят: "Мы тоже хотим бегать, прыгать, стрелять!" В районных соревнованиях к 23 февраля у нас участвует сборная команда, - Сергей Николаевич, замечаю, совсем не удивлен этому. - В 132-й школе ОБЖ не с 8-го класса, а с 5-го, за что спасибо директору. Не стану кривить душой: не во всех учебных заведениях Екатеринбурга есть то, что у нас: общевойсковые защитные комплекты, костюмы Л-1, газодымозащитные комплекты, противогазы, макеты автоматов, винтовки и т.д. На уроках ОБЖ дети сначала отшучиваются, а когда говоришь: "Представь, что это произошло с папой или мамой" - начинают внимательно слушать. Были случаи, когда ребята оказывали экстренную помощь одноклассникам, маленьким братьям и сестрам.
Завершается занятие тоже необычно: команды заходят на специальный сайт, вводят алгоритм оказания первой помощи при травмах. Потом через специальное приложение эта информация переводится в четыре QR-кода, их можно распечатать и вклеить в тетради. Перед экзаменом достаточно считать коды гаджетом - и конспект готов.
Сергей Николаевич, я вспоминаю свои уроки ОБЖ 25-летней давности: скучища, сплошная теория. Боюсь, у большинства родителей такой же груз воспоминаний.
Сергей Сомов: Помимо уроков, у нас в школе достаточно большой блок внеклассной проектной деятельности, куда мы активно вовлекаем родителей. Например, последняя программа называлась "Потенциально опасные объекты микрорайона Химмаш". Мы выясняли, как себя вести в случае химической аварии на производстве, выбросе хлора и аммиака. Когда пятиклассник приходит домой с заданием сделать ватно-марлевую повязку, понятно, сам он с ним не справится, а если вместе с родителями, те, несомненно, увидят практическую пользу от ОБЖ как предмета.
Другой пример: в 6-м классе изучаем тему "Автономное выживание человека в природных условиях". В прошлом году из ДОСААФ приезжал специалист, водил несколько классов в походы, учил ребят разводить костры одной спичкой, мокрыми спичками, разбивать бивак.
Навыки, полученные на уроках ОБЖ, пригодятся и после окончания школы. У нас один выпускник окончил Пермский институт войск Нацгвардии, другой поступил в военный институт. Звонит: "Сергей Николаевич, большое спасибо! Я лучший дневальный, знаю все звания, устав, умею разбирать автомат, метать гранату в цель".
Что было самым сложным на конкурсе?
Сергей Сомов: Справиться с эмоциями, ведь уроки проходили не в родной школе. Плюс 25 взрослых сидели в этот момент в классе: участники, зрители, представители министерств. Тут основная задача - не дать детям замкнуться. Если они испугались, можно хоть на голове плясать - бесполезно.
У вас была очень необычная тема "Кейс полезных привычек". По отзывам организаторов конкурса, ученики получили массу положительных эмоций. Чем вы их заинтересовали?
Сергей Сомов: Хайпом (англ. hype - навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж. - Прим. ред.). Модное словечко в молодежной среде, поэтому дети быстро включились. Я предложил им подумать над современными вредными привычками и создать кейс профилактических мероприятий. Речь шла не только о курительных смесях и т. п. Так, ребята сами назвали "хайпом" подвернутые снизу узкие джинсы - ахиллесова пята очень уязвима к холоду, особенно у мальчиков. Застудишь ее - потом всю жизнь ноги будут болеть.
Дальше что - федеральный этап?
Сергей Сомов: По ОБЖ такого нет, но в 2018-м мне предлагают подать заявку на конкурс "Лучший учитель года". Пока думаю. Определенный соревновательный багаж у меня уже накопился: до состязания педагогов ОБЖ участвовал в областном конкурсе "Учитель - профессия мужская", где занял первое место.
Тогда поделитесь секретом: как вернуть мужчин в школы? Чтобы не только физрук и трудовик, да и те пенсионного возраста.
Сергей Сомов: Надо поменять отношения общества к профессии учителя. Сегодня, если что-то плохое происходит: дети набедокурили, несчастный случай, - СМИ тут как тут. А приглашали мы журналистов рассказать о нашем ученике, двукратном чемпионе мира по рукопашному бою, хоть бы кто приехал. Человек, не имеющий отношения к системе образования, выводы о ней делает, черпая информацию из телепередач. По ТВ же, к сожалению, показывают один негатив. А нужно рассказывать о достижениях учеников, формировать позитивный имидж школы в современной среде. Страна должна знать своих героев. А может, в одной из малокомплектных школ растет новый Ломоносов?
Справка "РГ"
В 2017 году в заочном туре конкурса "Лучший преподаватель-организатор ОБЖ" участвовало 22 преподавателя из 19 муниципальных образований. Пятеро, вышедших в финал, давали открытые уроки в 8-х классах. Школьники проверяли состав электронных сигарет, писали синквейки (короткие нерифмованные стихи), рисовали "Солнце радости" и делали многое другое. В итоге первое место жюри присудило Сергею Сомову, второе - Марине Комаровой из 165-й школы Екатеринбурга, третье - Светлане Дубаковой из школы № 6 Сухого Лога.
PS
У Сергея Сомова в профессии все еще впереди, ведь ему только 29 лет. Во время беседы я ловила себя на мысли: как хочется, чтобы у наших детей было больше таких учителей-мужчин - умных, интеллигентных, обаятельных. Сразу вспоминается образ Вячеслава Тихонова из фильма "Доживем до понедельника". В них влюбляются старшеклассницы, с ними ведут философские беседы самые отчаянные нигилисты. А они счастливы, когда ежедневно занимаются любимым делом.