Поделиться

    Единый поставщик не повысит тарифы на тепло в Челябинске

    В столице Южного Урала сложилась странная ситуация: в разгар отопительного сезона у 70 процентов потребителей тепловой энергии нет договоров с новым поставщиком тепла.

    Программа теплопередач на завтра

    В  декабре 2016 года на тепловом рынке Челябинска произошла большая перемена: Министерство энергетики РФ наделило статусом единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в самой крупной зоне централизованного теплоснабжения Уральскую теплосетевую компанию (УТСК). В восемь из десяти зданий мегаполиса тепло поставляет УТСК. В зоне 01 работают четыре теплостанции и три котельных, суммарно они вырабатывают 8,6 миллиона гигакалорий в год, тепло передается по сотням километров трубопроводов.

    Созданию ЕТО предшествовало событие: к концу 2016 года Челябинск наконец-то получил схему теплоснабжения до 2032 года. Отсутствие этого важного документа тормозило развитие очень многих сфер экономики. Дополнением к документу служит инвестиционная программа теплоснабжающей компании, в которой конкретизируются планируемые мероприятия, определяются приоритеты, источники финансирования и отношения между всеми субъектами. В частности, среди главных задач ЕТО значится рост эффективности теплосистемы, ее развитие и повышение надежности. Для этого планируется перевести потребителей на более экономичные энергоисточники, построить новые теплотрассы и реконструировать старые с применением передовых технологий, продлевающих срок эксплуатации каждой трубы. Однако согласование актуализированной инвестпрограммы тоже идет непросто.

    - Город очень долго жил сначала без схемы теплоснабжения, потом без инвестиционной программы в этой сфере, - говорит директор УТСК Игорь Рындин. - Первыми всю "прелесть" такой жизни оценили застройщики, которые месяцами подключали к теплосетям свои объекты в силу отсутствия стандартной и простой процедуры и необходимости каждый раз делать индивидуальный расчет платы за подключение. Схема теплоснабжения и инвестпрограмма - это "живые" документы, которые необходимо постоянно и оперативно обновлять.

    В компании поясняют, что отсутствие актуальной инвестпрограммы развития системы теплоснабжения порождает сложности для присоединения потребителя любой категории - что бытового, что промышленного, что социального. Но есть хорошие новости: по словам Игоря Рындина, программа одобрена городскими депутатами, сегодня УТСК ждет  решения от регионального министерства тарифного регулирования и энергетики.

    Честный тариф

    С 1 ноября 2017 года для единой теплоснабжающей компании - УТСК - в зоне ее действия утвержден тариф. Без него компания не могла начать продажу тепла конечному потребителю, минуя посредников. Для большой группы потребителей, не относящихся к категории "население", тариф на тепло стал приятным сюрпризом по той причине, что заметно сократился.

    - Снижение составило практически четверть. Разговоры о росте тарифов оказались не более чем слухами. Наши клиенты, потребители тепла, должны четко понимать: ни одна ресурсоснабжающая организация сама себе тарифы не устанавливает. Это право государственных регуляторов, а надзор за ними - задача антимонопольной службы, - говорит Игорь Рындин.

    Для населения с 1 ноября никаких изменений в цене на тепло не произошло - льготный тариф остался прежним. Однако Челябинск был взбудоражен: у многих жителей многоквартирных домов, расположенных в зоне 01, платежка за ноябрь оказалась ощутимо "дороже" той, что пришла в октябре. Теплоэнергетикам эта эмоция знакома: они регулярно проводят "курсы" ликвидации потребительской безграмотности. Суть в следующем. Платеж за тепло складывается из двух составляющих - тарифа (стоимость одной гигакалории) и объема потребляемой энергии. Если первая величина неизменна, то вторая динамична, она зависит от показаний приборов учета, если они установлены в доме, и от нормативов потребления, когда учета нет. Но оснащенность многоэтажек в столице Южного Урала счетчиками тепла невысока, поэтому для расчетов с большинством жителей все же используется норматив. Для Челябинска он утвержден городской Думой и предусматривает помесячную дифференциацию: в ноябре норматив на 13,6 процента больше, чем в октябре. Логика проста: на улице холодает - батареи греются интенсивнее. Так что увеличение платежа в отопительный сезон происходит в любом случае.

    Специалисты УТСК разъясняют собственникам квартир выгоды установки общедомовых приборов учета: все споры и разногласия прекращаются сами собой, поскольку каждая потребленная единица тепла видна как на ладони. А имея эти данные, уже можно извлекать выгоду.

    - Сам по себе прибор учета не дает экономии, - поясняет Рындин, - однако информация о потреблении тепла позволяет прогнозировать затраты на него, а также оценивать эффективность и окупаемость проводимых мероприятий по энергосбережению.

    Город долго жил без схемы теплоснабжения, потом без инвестиционной программы, что не позволяло застройщикам своевременно подключить к теплосетям новые объекты

    Для жителей тех домов, где приборы все-таки уже установлены, в декабре будет сделан перерасчет платежа за отопление в соответствии с данными счетчика. Их платеж за ноябрь зависел от расторопности управляющих компаний, задача которых - вовремя передать ресурсоснабжающей организации показания приборов учета. Многие УК проигнорировали необходимость заключить договор с новым поставщиком тепла и навести порядок в делах, что потянуло за собой и сбой в  правильности расчетов.

    Заключи договор - согревайся законно

    Сегодня около 70 процентов потребителей ресурса в Челябинске пользуются им незаконно. Рассказывая об этом, директор УТСК делает оговорку: в данном контексте под потребителем закон "О теплоснабжении" имеет в виду собственника теплопотребляющей установки либо исполнителя коммунальных услуг, который приобретает тепловую энергию для их оказания.

    - К последним относятся управляющие компании, ТСЖ или ЖСК, - разъясняет он. - Все потребители, если и впредь намерены получать тепло, обязаны обратиться к нам для подписания договора. Ведь поставка тепловой энергии может осуществляться исключительно на основании такого документа, который заключается между потребителем и теплоснабжающей организацией.

    Причем в наличии договора заинтересованы не только энергетики. Главная его функция - упорядочить все тонкости отношений сторон. Договор регламентирует процедуру технического взаимодействия: что делать, если качество теплоснабжения не устраивает потребителя, если прибор учета тепла вдруг вышел из строя, с кем работать при подготовке к отопительному сезону, что делать, если произошла аварийная ситуация на сетях или у потребителя, и так далее.

    - Договор размещен на сайте УТСК, он полностью соответствует действующему  законодательству, - уточняет Рындин. -  Кроме того, он прошел экспертизу в правовом управлении администрации города. Документ не содержит никаких "лишних" или ограничивающих права потребителей условий.

    Однако спустя почти два месяца после начала работы УТСК в качестве единой теплоснабжающей организации для заключения договора в компанию обратилось порядка 30 процентов потребителей из зоны 01. Кто-то до сих пор не в курсе перемен, другие, очевидно, надеются успеть потом.

    В отношении тех, кто получает тепло, не оформив отношения с поставщиком должным образом, энергетики применяют термин "бездоговорное потребление". Нерадивых потребителей все равно обяжут платить, пусть даже через суд, однако стоимость тепла окажется выше - закон позволяет применять к "бездоговорникам" повышающий коэффициент 1,5. Кроме того, федеральное законодательство предусматривает и процедуру отключения - она непростая и длительная, однако может пойти в ход в крайних случаях.

    Представители теплоснабжающей компании подчеркивают, что отношения с каждым потребителем они начинают с чистого листа: даже если кто-то накопил долг перед прежним поставщиком, МУП ЧКТС, это не станет препятствием для заключения нового договора. Однако своим должникам поблажек не обещают.

    - Если потребители не станут платить нам вовремя, будем принимать жесткие меры в строгом соответствии с законодательством, - пообещал Игорь Рындин. - В противном случае у нас не будет средств для расчетов с производителями тепла, для выполнения мероприятий инвестиционной программы, текущих ремонтов.

    Справка

    АО "Уральская теплосетевая компания" - дочерняя компания ПАО "Фортум", крупный участник теплоэнергетического рынка на территории Тюменской и Челябинской областей. Основные функции компании - производство, передача, распределение и сбыт тепловой энергии, эксплуатация теплосетей и их строительство, техническое перевооружение теплосетевых объектов, реализация инвестиционных программ по развитию систем теплоснабжения, подключение потребителей к тепловым сетям.

    Поделиться