Марина, уже открыта регистрация на участие в конкурсе "Живая классика"-2018. Дай совет детям и их родителям. Последним особенно важно…
Марина Смирнова: Совет может быть только один - выбрать правильную книгу. Когда родители говорят "Я заставляю ребенка читать, а он не хочет", им нужно задуматься: ту ли книгу они дали, научили ли ребенка получать удовольствие от чтения. Мы иногда пускаем ребенка в чтение, как неопытного лыжника с вершины горы. Удовольствие так вряд ли получишь.
Список книг, который нужно прочитать, для каждого свой: кто-то любит фэнтези, кто-то детективы, кто-то юмористические рассказы. Если книга не идет, не нужно вымучивать, нужно дать другую. Еще можно читать книгу одновременно, и если ребенок ее забрасывает, рассказывать, что будет дальше, но непременно обрывать повествование на самом интересном месте. Начать читать самостоятельно - это как самостоятельно встать на горные лыжи. Не у всех получается. Многим вначале нужен инструктор.
Проекту шесть лет. Ты замечаешь какие-то тенденции?
Марина Смирнова: Каждый год дети массово читают тексты победителей конкурса прошлого года. Мы это поняли, когда в 2014 году победил Данила Чернышко с рассказом "Записка" Татьяны Петросян. В 2015 году у нас были одни "Записки". То же самое произошло с "Материнским полем" Айтматова, "Злым мальчиком" Чехова, рассказом "О чем думает моя голова" Пивоваровой.
В следующем году ждем, что дети будут читать Наталью Абрамцеву, особенно рассказ "А я кто?", с которым победил Кирилл Литвинчук из Краснодарского края, а еще будет много "Моей зависти" Андрея Битова - тренд задал Данила Сударушкин из Петербурга.
Битов - это радостно. Современник все же, а не человек из прошлого. Как ты, кстати, думаешь, стоит ли продолжать пичкать детей в школе классикой? Это не "разрывание могил", прости? Они же многие тексты даже понять уже не могут: слова, контекст - надо пояснять.
Марина Смирнова: Литература - самый интересный предмет в школе, потому что касается каждого. Учеников нужно спрашивать: "А ты на месте Печорина как бы поступил? Виноват ли Максим Максимович в том, что Печорин просто холодно подал руку, когда тот хотел броситься к нему на шею?"
В этот момент происходит сцепление читателя с текстом, ребенок понимает, что здесь описана непростая жизненная ситуация, с которой он может столкнуться. Поэтому важно не просто читать, а обсуждать. Ведь литература - это возможность рассуждать о себе, о своих целях, поступках. Это время поиска самоидентичности, когда так важно понять, кто я, какой я. С текстом нужно быть без посредников тет-а-тет, как на первом свидании, как перед зеркалом. Урок литературы зачастую превращается в пытку какими-то непонятными и, главное, совершенно неизвестно зачем нужными в жизни вещами. Ну да, гипербола, метафора - и куда это будущему экономисту, например, в жизни девать? Непонятно.
Будь ты учителем, как бы преподавала?
Марина Смирнова: У меня родилась идея, что дети все тексты школьной программы должны пересказывать от первого лица. Вот я Женя Онегин, живу в XXI веке, и у меня соседка Таня. Это же очень смешно, потому что массу вещей от первого лица не расскажешь. "Ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил" - так в XXI веке нельзя сказать. И так постепенно проявятся для ребенка все особенности того времени, станет понятно, почему это энциклопедия русской жизни. Но сначала все же надо понять, что там у Тани с Женей, потому что это цепляет, обсудить, могут ли дети вспомнить похожую ситуацию в своей жизни? И Таня с Женей перестанут быть чужими.
Учитель часто рассказывает, исходя из собственного жизненного опыта. А на литературе рассуждать должны дети- учиться дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Нужно просто принять, что правильного прочтения художественных текстов не существует. Мы выносим с уроков литературы "лишнего человека", "маленького человека", "луч света в темном царстве". Ребенку нужно позволить стать читателем, а не заучивать ярлыки, навешанные критиками прошлого тысячелетия.
В конкурсе ежегодно принимают участие более 2 миллионов детей. Есть те, кто живет в такой глубинке, что про конкурс и не слышал, а поучаствовать, может быть, и хотел. Как до них достучаться в нашей огромной стране?
Марина Смирнова: Да, в регионах много желающих. И мы вот с какой проблемой столкнулись: стали предлагать через рассылку в социальных сетях кураторам проекта и участникам разные списки литературы, а в ответ получать письма: "У нас нет ни книжного магазина, ни интернета - где мы найдем эти книги?" Конечно, здесь парадокс: письма приходят по электронной почте. Но бывает, что куратору, чтобы отправить нам письмо, нужно подняться на вершину горы или поехать в районный центр, где есть интернет, а участники, живущие в деревне, действительно не могут скачать книги. И в этом году я придумала "Неделю "Живой классики" в библиотеках". Интернета нет, магазина нет, но библиотека-то есть? Предложили библиотекарям провести ревизию фондов и найти книги, которые им нравились в детстве или которые они могли бы порекомендовать подросткам. В один день в библиотеку приходили дети - библиотекарь рассказывал им про книги, в другой - учителя, в третий - родители. В акции приняло участие более 1200 сельских читален! Сотрудники сказали: "Как здорово! К нам сразу столько читателей пришло - все книги разобрали!". Акция получилась очень душевной.
Важную работу ты делаешь. Спасибо за понимание, что за пределами крупных мегаполисов люди тоже хотят жить интересно и совсем необязательно для этого бежать в столицу. Кто активнее всего участвовал?
Марина Смирнова: Дагестан, там неделю "Живой классики" провели в школьных библиотеках и в маленьких населенных пунктах. И Норильск, конечно, который очень обособлен, жители называют себя "островитянами". В этом году мы с педагогами ГИТИСа провели там подготовку к конкурсу, организовали школу актерского мастерства. Думали, придет 100 человек - и отлично. Так только в одном Норильске записалось 753 ребенка.
Я встречалась недавно с главой Таймыра, который попросил не только в Дудинке конкурс проводить (там живут коренные народы Севера), а еще и в самых северных населенных пунктах мира - Хатанге, Носке, Диксоне. В Диксоне всего 41 ребенок живет, и лететь туда 2 или 3 часа на вертолете от Норильска. Но я обязательно полечу. Этим ребятам подобные проекты нужны больше, чем москвичам.
Ты говоришь, что хочешь объединить читающих детей, создать возможности для их общения и дружбы. То есть это такой клуб по интересам: кто-то в кружок рисования ходит, кто-то на танцы, а кто-то в "Живой классике" выступает, потом, возможно, продолжает общение. Вот будет им лет 20 - ты их тоже не бросишь? Как в глобальном смысле "Живая классика" может объединить? И главное - насколько это вообще нужно?
Марина Смирнова: Буквально вчера получила письмо от одной мамы, дочь которой участвовала в конкурсе. Она написала, что в их школе участие в конкурсах не поощряют, так как дети и так перегружены. Но ведь именно через конкурсы талантливые ребята находят единомышленников и начинают дружить. Наши участники все в чем-то талантливы, чем-то увлекаются: Лиза Кочеткова, например, хочет вести книжный блог и рассказывать о литературных новинках, Илья Нестеров пишет книгу про Великую Отечественную войну, Алексей Лямин участвует в проекте "Синяя птица" на канале "Россия 1". Я смотрю на них и понимаю - это будущая интеллектуальная элита. И от взаимодействия друг с другом они становятся сильнее, они обогащают и стимулируют друг друга.
Я мечтаю о том, чтобы в фонде "Живая классика" в будущем работали только выпускники конкурса. Как взаимодействовать со взрослыми участниками? Ну вот, например, победитель конкурса 2011 года Василий Архипов сейчас учится на режиссера и уже несколько лет при этом снимается в кино. Мы договорились, что он проведет мастер-классы для участников этого года.
Дети будут подрастать - и мы будем создавать с ними свои клубы, СМИ, и еще что-то придумаем. Невозможно удержать рядом всех. Главное, чтобы они по жизни держались друг за друга.
Знаю, что ты решила объединить еще детей на почве журналистики - создать детскую редакцию. Во-первых, зачем тебе еще и эта коалиция? Во-вторых, как туда попасть?
Марина Смирнова: Для нас детский взгляд на эту историю бесценен. Дети могут подсказать, кого пригласить в жюри, кто для них авторитет, как сделать конкурс более прозрачным, а проект - модным. И только дети своим языком могут рассказать ровесникам, что и зачем.
Читающие мальчишки и девчонки почти всегда хорошо пишут, так почему же не использовать такой фантастический ресурс? Для детей участие в детской редакции - это оттачивание навыков письма, опыт работы журналистами и блогерами, возможность остаться в сообществе, общаться с известными людьми, самому прославиться, собрав массу лайков в соцсетях, портфолио в конце концов накопить.
Мы хотим получать от участников обратную связь, чтобы понять свои ошибки. Недавно придумали слоган, в котором определили степень ответственности за проект каждого участника: "Живой классику делаешь ты".
Как попасть в редакцию? Через конкурсы, которые мы регулярно проводим в нашей группе в контакте: https://vk.com/young_readers Запустим редакцию10 февраля. Конкурс для вступления в будет проходить с 20 января по 10 февраля.
Мы с тобой говорим за пару дней до Нового года. Были в "Живой классике" какие-то волшебные истории?
Марина Смирнова: Самая наша распространенная чудесная история: жил был где-нибудь в небольшом городе, селе, деревне мальчик или девочка и воспитывала их одна мама, или один папа, или они из многодетной семьи были. Они никогда не выезжали на море, потому что вот уже 10 лет копят деньги на ремонт, или машину, или просто живут на пособие. И тут мальчик или девочка прочитали рассказ или отрывок из романа, и выиграли путевку в "Артек" на Черное море. Таких историй у нас несколько сотен в год. А еще этот ребенок попал на радио, телевидение, познакомился с людьми, которых видел только по телевизору.
Или вот международная история. Жила-была девочка, которая родилась в далекой стране, а сама наполовину русская. Своей русской половины она почему-то стеснялась, говорить по-русски отказывалась. А потом мама ее убедила принять участие в конкурсе. Участников было немного и девочка, которая запиналась и с сильным акцентом читала текст по книжке, попала на финал в Москву. На который также попал мальчик с похожей историей, по-русски почти не говорил. Мальчик и девочка познакомились на конкурсе и сначала общались на английском, а потом стали общаться по-русски. Сейчас они уже подросли, ведут страницы в Инстаграм на русском языке и ездят друг к другу в гости. И я совсем не удивлюсь, если через несколько лет у них в Москве родится новый юный чтец, который примет участие в конкурсе.
Конкурс юных чтецов "Живая классика" - самый масштабный детский литературный проект в России. В рамках конкурса участники в возрасте от 10 до 16 лет читают вслух отрывки из своих любимых прозаических произведений. Проходит он в 5 этапов: школьный, городской и региональный туры, а затем финал в международном детском центре "Артек" и суперфинал на книжном фестивале "Красная площадь" в Москве. Чтобы стать участником, нужно зарегистрироваться на официальном сайте проекта.
В конкурсе уже приняли участие более 10 миллионов детей из 84 стран и 85 регионов РФ.
Справка "РГ"
Марина Смирнова - литературовед. С красным дипломом окончила Филологический факультет СПбГУ по специальности "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", окончила аспирантуру (кафедра истории русской литературы). Сфера научных интересов: русская литература XX-XXI вв., поэтика, культурология. Лауреат молодежной премии "Триумф" (2008) и премии "Гражданская инициатива" (2013).
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"