Новости

28.12.2017 20:15
Рубрика: Экономика

"Период охлаждения" продлен до двух недель

"Период охлаждения", в течение которого можно отказаться от навязанной или необдуманно приобретенной страховки и вернуть деньги за нее, увеличивается с 5 до 14 календарных дней. Указание Банка России об этом вступает в силу 1 января.

Возможность сдать полис и получить обратно деньги введена в 2016 году в отношении практически всех популярных видов добровольного страхования. Эта опция вместе с запуском электронного ОСАГО решила проблему навязывания дополнительных услуг с полисом автогражданки - число жалоб на это уже близко к нулю, отмечает президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

В целом это подтверждает представитель Банка России: за 11 месяцев 2016 года регулятор получил 8440 жалоб на навязывание услуг (12 процентов от всех жалоб на страховщиков), за 11 месяцев 2017 года - 2792 жалобы (3 процента). "Мы полагаем, что "период охлаждения" сыграл значительную роль в снижении остроты проблемы с навязыванием страховых услуг", - говорит представитель Банка России.

"Период охлаждения" оказался полезен и страховщикам: доля "отказников" очень невелика (единицы процентов), зато компания избегает скандалов в офисе продаж и многочисленных обращений недовольных клиентов в различные надзорные органы, отмечает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам "Эксперт РА" Алексей Янин.

"Период охлаждения" распространяется и на страховки, приобретенные при оформлении потребительского кредита, однако многие банки обходят его, заключая "коллективные" договоры со страховой компанией, а затем "присоединяя" к ним заемщиков. Если они отказываются от этого предложения, то просто не получают одобрения заявки на кредит - банк имеет на это право и не обязан объяснять причины.

"Сейчас эта проблема обсуждается на площадке экспертного совета Банка России совместно с Всероссийским союзом страховщиков, готовятся поправки в законодательство о потребкредите, когда они будут приняты, проблема навязывания допуслуг будет окончательно решена", - говорит Юргенс.

В случае потребкредитования достаточно спорно говорить о "навязанной" страховке, так как человека никто не заставляет получать кредит в принципе или в каком-либо конкретном банке, рассуждает Алексей Янин. "Если человек принципиально против страхования, есть возможность обратиться в банк, в котором получение кредита вообще никак не будет связано с наличием страховки, - объясняет он. - Тем не менее необходимо иметь в виду, что в таком случае, скорее всего, процентная ставка по кредиту будет выше". Кроме того, страхование дает все-таки определенную защиту, продолжает Янин: скажем, в случае ипотеки, где суммы очень высоки и сроки длительные, без страховки легко потерять жилье, если начнутся проблемы со здоровьем.

С увеличением "периода охлаждения" с 5 до 14 дней доля отказов от страховки существенно не увеличится, так как и пяти дней вполне достаточно, чтобы понять, нужна человеку эта страховка или нет, считает Янин: увеличение срока лишь позволит лучше распланировать свое время.