Собирать оружие Папиашвили начал сравнительно недавно - всего десять лет назад , а вот интерес к нему почерпнул из прочитанных в детстве романов Дюма и Вальтера Скотта. Кстати, здесь висит шпага, которую, возможно, пускал в ход сам д’Артаньян.
- На это указывает головка рукояти в форме пернача - символа капитана мушкетеров. Тут нет ни золота, ни серебра. И эта нарочитая простота только подчеркивает статус владельца, - отмечает коллекционер.
Шотландский двуручный клинок первой половины XVI века представлен в окружении рыцарской перчатки и нагрудника (с боевой вмятиной). Его особенность - грубая форма эфеса с изображением двух бегущих волков на крестовине. Кажется, возьмешь такой в руки - и не поднимешь. На самом деле масса клинка 1,7 килограмма. Поэтому рассказы о том, что древние воины рубились мечами массой десять, а то и тридцать килограммов - досужий вымысел. Исследователи выяснили, что во времена Александра Невского обыкновенно использовали клинок массой не более 900 граммов.
- Такие двуручные мечи - изобретение швейцарской пехоты, - отмечает другой известный кубанский коллекционер оружия Николай Твердохлебов. - Солдаты строились в каре, "ощетинивались" алебардами, и только воины с особыми заслугами с двуручными мечами (оружие удерживается двумя руками) становились вокруг знамени в центре. Оружие специфическое и больше психологическое пускали в случаях, когда не удавалось опрокинуть противника. Раньше внутреннюю часть чаши покрывали мягкой кожей. Если вы сейчас начнете вертеть оружие в руках, то обязательно получите травму, так как внутренняя поверхность очень грубая.
Среди экспонатов встречаешь шпоры "испанского рыцаря", алебарду с топором, сделанную неизвестным оружейником из Нидерландов, венецианский меч с четырехгранным клинком, охотничий кинжал, а также сабли и рапиры офицеров времен Наполеона. Всего около сорока клинков. Как отмечает хозяин коллекции, собирательство для него постепенно уходит на второй план, уступая место изучению истории оружейного искусства.
- Началось все с вопроса: почему эфесы делали такие большие - это же неудобно? - говорит Сергей Папиашвили. - Стал собирать сведения, но четкого ответа не нашел. Лично мое мнение, что многие вещи тогда создавались под влиянием сакрального образа мышления. Например, в некоторых головках рукоятей угадываются очертания купола храма, гарда имитирует четки. Думаю, таким образом оружейники пытались в эфесах заключить оберег.
...Коллекция все эти годы "шлифовалась": несколько предметов оружия Сергей, бывало, обменивал на один, но редкий экземпляр. Благо появились богатый опыт и знания. Но хранить старинные шпаги в домашних условиях непросто. Их не берут голыми руками, так как остаются отпечатки и ржавеет сталь, клинки регулярно чистят, смазывая определенным воском, держат в сухих условиях - отдельно от ножен...
Кстати
На экспозиции предметы холодного оружия добавляют гравюры Западной Европы, картины из музейных фондов, в том числе "Поклонение волхвов" Франческо ди Симоне да Сантакроче, "Бой всадников на мосту" из коллекции Петра I, "Портрет графа Григория Орлова" Дмитрия Левицкова и другие полотна.