У меня в руках не совсем обычная справка - "Рейтинг Центра грудной хирургии Краснодарского края среди клиник России". Составлен он по случаю пятнадцатилетия создания центра. Итак. Центр занимает первое место в России по количеству операций на легких, по количеству комбинированных операций, количеству коронарографий. Второе - по числу трансплантаций сердца, аортокоронарному шунтированию.
За этими рейтинговыми местами - жизни. 225 тысяч человек прошли лечение в Центре с 2002 по 2017 год. Выполнено 120 тысяч операций, 83 тысячи из них относятся к наиболее сложным, высокотехнологичным. А консультативная поликлиника Центра приняла за эти годы 2 миллиона 200 тысяч пациентов. И как приняла! Проведено 5 миллионов функциональных исследований сердца и бронхолегочной системы, 2 миллиона УЗИ, 600 тысяч эндоскопических исследований... Остановлюсь.
К чему это обилие цифр? Да к тому, что рейтинг медицинской помощи весьма зависит от ее доступности. И старейшая на Кубани Краснодарская краевая больница, на базе которой центр грудной хирургии, всем своим существованием доказывает: лечение на высоком уровне без скидок на географию возможно. При одном непременном условии: если во главе дела человек, подобный Владимиру Порханову. Чем больше знаю его, тем чаще думаю: вот если бы все медицинские руководители хотя бы походили на него. Да, превосходный, уникальный хирург. Да, организатор от Бога. А главное человек огромной душевной доброты. Никуда не уходят эти человеческие качества даже в век продвинутых технологий. Без них не мыслю настоящего врачевания. Мы же люди. Не роботы.
Проверено на себе, и не раз. Вот прихожу в лечебное учреждение - не важно, какого уровня, в какой географической точке. Если в гардеробе со мной обращаются, мягко говоря, неприветливо, - точный знак: главный врач не на высоте. И само учреждение тоже желает быть… И совсем напротив. Такое вот неписаное правило. Но это так, к слову. Недавно на одном значимом медицинском событии Владимир Алексеевич даже появился в костюме, на котором был знак Героя. Даже. Потому что Порханов не любит говорить о собственной персоне, о своих заслугах. Другое дело - о других.
Два примера из собственной жизни. 2014 год. Последние приготовления к Олимпийским играм в Сочи. Вечером Владимир Алексеевич звонит из Краснодара. И сходу: "Ты что не знаешь, у Лапина юбилей! Немедленно прилетай. Борис - это же легенда нашей науки! Он отважно воевал! У него такая удивительная жизнь! Он столько сделал…" Возражать бесполезно, потому что Порханов уже все решил: он лишь информирует, когда завтра придет машина, чтобы отвезти в аэропорт, когда отправимся к академику Лапину, чтобы достойно отметить юбилей действительно легендарной личности.
Нечто подобное во время самой Олимпиады. Такой же вечерний звонок. Такой же Порханов: "Что ты там сидишь? Неужели не интересно, как тут работают мои ребята?" "Ребята" - это специалисты Краснодарской краевой больницы № 1, это коллеги Владимира Алексеевича. Мне-то очень интересно. Но идет Олимпиада. Все так сложно! Сложно не для Порханова. И утром следующего дня я в Сочи. Встречают "ребята". Объясняют, что Владимир Алексеевич подойдет позже - он не закончил экстренную операцию. Приходит. На ходу снимает шапочку и маску. Знакомит с "ребятами", рассказывает об их работе на Олимпиаде.
С Порхановым интересно именно потому, что сам он такой не пресный человек. Человек, живущий азартно, жадно. Порой, кажется, что в порхановских сутках не 24 часа, а гораздо больше. Звонит поздно вечером: "Сейчас антракт - я в Москве на спектакле во МХАТе. Перезвоню завтра утром". Утром не перезвонил. А человек он очень обязательный. Потому звоню сама. По мобильнику отвечает не он. Он в операционной. Пришлось срочно вернуться в Краснодар: вертолет доставил в Краевую больницу тяжелого пациента, Владимир Алексеевич его оперирует.
- Отделение рентген-хирургических методов диагностики и лечения начало свою работу вместе с открытием Центра грудной хирургии, - рассказывает Владимир Алексеевич. - И с февраля 2006 года - это на четыре года раньше всей России - в этом отделении действует круглосуточная служба экстренной помощи больным с острым инфарктом миокарда и острым коронарным синдромом. А с 2007 года еще и круглосуточная экстренная помощь больным с острой патологией сосудов головного мозга.
А правда, что за первые 5 лет работы Центра грудной хирургии удалось полностью ликвидировать очередь на операции сердца?
Владимир Порханов: Очереди действительно теперь нет. Но главное: операции для всех пациентов проводятся бесплатно. И это при том, что Краевая больница традиционно по линии санитарной авиации забирает "на себя" со всего края самых тяжелых больных.
Не однажды была в Краевой больнице. Может, не совсем права, но мне кажется, что высокие показатели помощи вот этим тяжелейшим пациентам после сложнейших кардиохирургических операций во многом зависит от работы отделений анестезиологии и реанимации?
Владимир Порханов: Именно так. Я назову цифру: в отделении пролечено 33320 пациентов. Самых тяжелых - после операций на открытом сердце, после острого коронарного синдрома и инфаркта миокарда, пациентов, которые находились в кардиогенном шоке…
Болезни умудряются не в единственном количестве поражать одного человека. И тогда, к примеру, возникает необходимость удаления рака легкого у больного с ишемической болезнью сердца.
Владимир Порханов: Ранее таких пациентов вовсе не оперировали: был крайне высок риск осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. Сейчас у подобных пациентов есть шанс на жизнь. У одного операционного стола собирается сплоченная мультидисциплинарная команда хирургов. Такие комбинированные операции почти всегда уникальны: проводятся после тщательного планирования, подготовки. Они требуют от хирургов высокого мастерства и ювелирной точности.
Похвастаюсь вместо вас, потому что знаю: по количеству таких операций ваш Центр много лет занимает лидирующие позиции в России. Владимир Алексеевич, нередко пациенты, их близкие, особенно, когда речь об операциях на сердце, аорте, ее ветвях боятся больше самой операции общего наркоза.
Владимир Порханов: Это так. Но в большинстве случаев для выполнения эндоваскулярного вмешательства проводится только местное обезболивание в точке прокола. Это позволяет оперировать пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Тех, которым традиционное хирургическое вмешательство вовсе противопоказано. Признаюсь: более половины из этих пациентов - люди, которых уже не было бы с нами. А остальные, наверняка, стали бы глубокими инвалидами. И это - главный результат применения высоких технологий, которые пришли в наш край вместе с открытием Центра грудной хирургии.
Одна из последних внедренных в работу рентген-хирургов методик - имплантация аортального клапана внутрисосудистым способом. То есть, не прибегая к большой "открытой" операции на сердце.
Это когда на операционном столе пациенты с тяжелым пороком сердца - аортальным стенозом?
Владимир Порханов: Да. Операция классическим "открытым" методом сопряжена с колоссальным риском, сердце просто не выдержит. Спасти их жизни может только такая щадящая малоинвазивная операция с установкой аортальных клапанов нового поколения. И мы уже выполнили 19 подобных операций. Они прошли благополучно.
60 процентов всех высокотехнологичных вмешательств при остром инфаркте миокарда проводится в Региональном сосудистом центре, который на базе центра грудной хирургии. А сосудистый центр Краевой клинической больницы - координатор оказания экстренной медицинской помощи больным с сосудистой катастрофой по всему краю. Действует дистанционная консультативная система. Любая больница края срочно может связаться с ведущими специалистами Центра грудной хирургии и уточнить тактику лечения сложного пациента. Все районы и города края знают: в самых сложных ситуациях они могут круглосуточно получить помощь в Краевой больнице № 1.
Болезни сердца, сосудов никого не щадят. Трагичней всего, что нередко младенцы появляются на свет с пороками сердца.
Владимир Порханов: Хирургия врожденных пороков сердца у детей - из важнейших направлений Центра грудной хирургии. За 15 лет детскими кардиохирургами и кардиологами обследовано 150 тысяч детей с врожденными пороками сердца, более половины из них - это дети до года. Наши специалисты провели 7,5 тысячи операций высокой сложности на детских сердцах. В случае дородовой диагностики порока сердца, роды проходят под контролем специалистов, и ребенок сразу же после рождения поступает в специализированное отделение нашего центра. Если невозможна транспортировка недоношенного малыша в Краевую больницу, то сотрудники отделения детской кардиохирургии проводят операции на выезде.
...Пятнадцать лет - дата не великая. Но доказывает, что при активной диагностической и лечебной деятельности, при не просто благосклонности, но настоящей поддержке администрации края, можно добиться снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в крае. И центр, далекий от столиц, способен совершать настоящие прорывы в области новейших технологий, в обеспечении доступности высокотехнологичной медицинской помощи. И что важно чрезвычайно, потому повторюсь: вся медицинская помощь, включая и высокотехнологичную, жителям Кубани оказывается бесплатно.