Речь идет о двух последних работах Рафаэля, написанных им, по всей вероятности, в 1519 году. На полотнах изображены фигуры двух женщин, которые, по мнению искусствоведов, олицетворяют дружбу и справедливость. В 1508 году Папа Юлий II поручил живописцу Рафаэлю Санти расписать три станцы (комнаты) - помещения в Папском дворце Ватикана. Учитывая огромный объем предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили часть заказа. До сегодняшнего дня считалось, что четвертая станца Константина, в которой обнаружены две забытые картины и которую великий художник не успел завершить, уйдя из жизни в 1520 году, была завершена другими мастерами.
Первым усомнился в этом художник и писатель Джорджо Вазари, который еще в 1550 году написал, что Рафаэль приступил к работе над картинами двух женщин, для воплощения которых он использовал принципиально новую технику и роспись маслом. Спустя века теория Вазари нашла подтверждение. Как рассказала "РГ" руководитель пресс-службы ватиканских музеев Лучия Ваттуоне, на принадлежность картин Рафаэлю "указывают применение масла, а также техника и манера письма, которые были свойственны живописцу". Этот факт удалось установить с помощью специальных химических тестов. "Когда понимаешь, что это, возможно, последнее, написанное им (Рафаэлем. - "РГ"), чувствуешь присутствие маэстро. Чтобы убедиться в том, что это работа Санти, достаточно посмотреть на то, с какой деликатностью он изобразил завитки волос этих женщин", - подтверждает руководитель ватиканского проекта по реставрации станц Фабио Пьячентини. Реставрация этих бесценных находок обойдется Ватикану в 2,7 миллиона евро.