Новости

28.12.2017 19:55
Рубрика: Общество

Популярность добра

Благотворительность стала популярной. Доля россиян, которые хотя бы раз в год пожертвовали какую-либо сумму на благое дело, за последние десять лет выросла с 44 до 57 процентов. Таков результат опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. В ходе опроса (в нем участвовали 2000 человек) выяснилось также, что российские граждане стали щедрее: число жертвующих на благотворительность от 1000 до 2000 рублей выросло в 7 раз, а свыше 2000 рублей - в два раза. При этом с 20 до 13 процентов снизилась доля тех, кто дал на доброе дело менее 100 рублей.

Чаще всего россияне жертвуют на здоровье и медицину (29 процентов), религию и религиозные объединения (25), помощь пострадавшим от стихийных бедствий (22), помощь детским домам и домам престарелых (18). А поддержать рублем защиту окружающей среды, искусство и образование были готовы только по 1 проценту населения. "Чаще всего жертвуют больным детям. Для взрослых собрать деньги гораздо сложнее, - говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Мерсиянова. По ее мнению, на вовлеченность в благотворительность одновременно влияют разные факторы. Многое зависит от пола, возраста, образования и места жительства, а также от общественного мнения и действующего законодательства.

Чаще всего россияне жертвуют на здоровье, медицину, религию

Благотворительность в России остается одобряемой, но мало развитой практикой - к такому выводу располагает другое исследование (его проводил "Левада-центр"). Согласно опросу, 24 процента респондентов подавали милостыню незнакомым людям, 16 процентов отправляли платные sms и делали платные звонки, 13 процентов сдавали деньги на помощь коллегам или соседям, 13 процентов оставляли деньги на кассе или в ящиках для пожертвований, 11 процентов - в церкви, 3 процента участвовали в благотворительных лотереях и распродажах, 2 процента целенаправленно жертвовали деньги через банковскую карту и электронные кошельки, 47 процентов не делали ничего из перечисленного.

Какие мотивы движут участниками благотворительных проектов? Чем отличаются люди, предпочитающие оказывать финансовую помощь, от помогающих делами? Что мешает российским гражданам заниматься благотворительностью и что могло бы стать стимулом для тех, кто пока остается в стороне? Исследование, проведенное фондом "Общественное мнение" совместно с порталом "Добро.Mail.Ru", позволило составить собирательный портрет российского благотворителя. Это и мужчины, и женщины в равной степени. Если приложить к ним известную концепцию "Пирамида Маслоу" об удовлетворении потребностей человека, то российские благотворители - это люди, у которых первичные потребности удовлетворены. Они помогают не только деньгами, но и делом. Занимаются волонтерством. Проявляют гражданские инициативы. Регулярно или хотя бы время от времени принимают участие в решении социальных проблем. Их гражданская деятельность включает в себя практики взаимопомощи и самопомощи, участие в благотворительности. Кроме того, российские благотворители - это в большинстве своем люди, проживающие в городах-миллионниках, где сильнее развита инфраструктура, выше уровень жизни и поэтому больше возможностей заниматься благотворительностью. Их возраст - от 30 до 50 лет. Примерно 60 процентов благотворителей женаты или замужем, 65 процентов имеют детей. Это люди, которые получили образование, состоялись в карьере, имеют стабильный доход. Совсем молодые и старики-пенсионеры реже занимаются благотворительностью. При этом 66 процентов благотворителей каждый день выходят в Интернет. Это еще одно информационное поле, в которое включены люди, желающие кому-то помогать. Имеет значение и статус занятости. Например, 11 процентов благотворителей занимают руководящие должности.

Детям готовы 
помогать 32 процента респондентов, пожилым - 
12 процентов

Социологи выясняли, кому помогают чаще и охотней. Оказалось, незнакомым людям помогают 46 процентов опрошенных. Был также вопрос: "Кому вы готовы помочь в первую очередь?" Имелась в виду готовность помогать детям, взрослым или пожилым людям. Половина опрошенных ответили, что возраст не имеет значения. Именно детям готовы помогать 32 процента респондентов, пожилым - 12 процентов. Готовность помогать взрослым выразили только 2 человека из 533 опрошенных (в статистическом выражении это ноль процентов). Что же касается готовности помогать животным, то, как показали некоторые опросы, коты и собаки заслужили здесь второе место после детей, обойдя даже стариков.

О предпочтительных способах помощи российские граждане высказались тоже вполне ожидаемо. Почти половина опрошенных готовы помогать деньгами, поскольку это не требует трудозатрат или иных усилий. На втором месте (33 процента) помощь вещами. Делом готовы помогать 27 процентов респондентов. Донорством - 6. И 9 процентов ответили, что их помощь выражалась бы в чем-то другом.

Развитию благотворительности в России, как показывают опросы, более всего мешают недоверие к этому роду деятельности и недостаток информации. Большинство россиян считают, что благотворительные фонды связаны с мошенничеством. "В обществе сложились стереотипы, мешающие развитию благотворительности, - говорит старший специалист фонда "Общественное мнение" Екатерина Богомолова. - Например, люди думают, что помогать можно только большими деньгами, а если перечислить десять рублей, то это роли не сыграет. И еще один стереотип: считается, что не нужно рассказывать о своих добрых делах, что это некрасиво - афишировать свою благотворительность".

Тем не менее благотворительность стала в России распространенным занятием. Каждый пятый, когда-либо совершавший добрые дела, уже считает эту деятельность важной частью своей жизни, а половина тех, кто никогда не участвовал в благотворительности, не исключает такой возможности.

Общество Соцсфера Колонка Валерия Выжутовича
Добавьте RG.RU 
в избранные источники