Павел Владимирович, наша страна давно и бескомпромиссно ведет борьбу с терроризмом. Зачем потребовался новый закон?
Павел Крашенинников: Масштабы террористических угроз приобрели поистине глобальное значение. Спецслужбы ведут непрерывную работу, а мы, законодатели, должны со своей стороны обеспечивать их действенным инструментом в виде законодательной базы. Наш коллега, депутат А.Л. Шхагошев, полтора года разрабатывал проект закона, позволяющего адекватно реагировать на современные вызовы.
В конце осенней сессии закон был принят Госдумой и подписан президентом.
В чем отличие нового закона от принятых ранее?
Павел Крашенинников: Законом вводятся новые критерии ответственности и ужесточается уголовное наказание вплоть до пожизненного лишения свободы не только для тех, кто непосредственно совершает теракты, но и за вовлечение в террористическую деятельность, а также за финансирование терроризма.
Террористическая деятельность является безусловным злом, а деятельность по вербовке террористов многократно его усиливает и распространяет. И в этом заключается наибольшая опасность.
Террористические организации, не прекращая, ведут работу по вовлечению в свои ряды, распространяют идеологию терроризма, обучают новых боевиков и смертников. И если, скажем, одурманенному террористу-смертнику все равно, какие меры прописаны в законе - 10 лет лишения свободы или пожизненное заключение, - он и так намерен пожертвовать жизнью. Но вот для организатора или вербовщика, который склонял смертника к безумному поступку и продолжает делать это в отношении других лиц, разница окажется существенной.
Общественная опасность от содеянного вербовщиком может быть в десятки и сотни раз выше. Поэтому такие преступления заслуживают наказания по всей строгости закона. Равно как и финансирование терроризма.
Обычному человеку, особенно не очень грамотному в юридическом отношении, подчас трудно определиться, что подпадает под понятие терроризма. Закон дает четкие понятия, куда не надо совать нос даже по глупости или по наивности?
Павел Крашенинников: Принятым законом установлено пожизненное лишение свободы конкретно за финансирование терроризма, за склонение, вербовку, подготовку, вооружение или иное вовлечение лица в совершение террористических преступлений. К ним относятся: террористический акт, вряд ли нужно объяснять, что это такое; организация террористического сообщества, либо деятельности террористической организации или участие в них. На слова "участие в них" я бы обратил внимание тех, кто якобы невинно ходит на тайные сборища послушать говорливого проповедника, из таких и вербуются будущие смертники. Это прохождение обучения в целях осуществления террористической детальности и конкретные действия террористического характера - захват заложника, повлекший смерть человека или иные тяжкие последствия, угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного состава, сопряжённый с осуществлением террористической деятельности.
Любое из перечисленных преступлений влечет за собой кару "на всю оставшуюся жизнь"?
Павел Крашенинников: Закон устанавливает составы преступлений и определяет наказание в зависимости от их тяжести. Так наказание сроком до 15 лет может быть назначено за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение следующих преступлений:
Пожизненное заключение предусмотрено в том случае, если какое-либо из названных преступлений было совершено с использованием служебного положения.
Также усилены санкции до пожизненного лишения свободы за финансирование акта международного терроризма, равно как за вовлечение лица в совершение такого преступления. Имеется ввиду совершение вне пределов Российской Федерации взрыва, поджога или других действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность российских граждан в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, либо направленных против интересов России. Подпадает под наказание и угроза совершения таких действий.
Если человек ничего не взрывал, не бегал с бомбой в рюкзаке или поясом смертника, но с блеском в глазах превозносил фанатизм боевиков "джихада" и восторгался их "подвигами", ему тоже светит "небо в клетку"?
Павел Крашенинников: Если он это делал публично, неважно, перед аудиторией или в интернете, то такие действия могут квалифицироваться как пропаганда терроризма, под которой закон понимает распространение информации, направленной на формирование идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности или представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Новым законом расширена статья 205.2 УК РФ, устанавливающая наказание за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма.
Если пропаганда терроризма осуществлялась с использованием СМИ или сети "интернет", то виновному грозит до 7 лет тюремного заключения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
Такие меры позволят более эффективно применять данную статью Уголовного кодекса, поскольку с развитием информационных технологий появляются новые формы вовлечения в террористическую деятельность, особое место в которых занимает именно глобальная сеть интернета.
В последнее время людям все больше отравляет жизнь то ли злостное хулиганство, то ли трусливое издевательство исподтишка, что народ окрестил "телефонным терроризмом". Можно ли найти управу на этих подонков?
Павел Крашенинников: Принят целый комплекс мер, направленных на борьбу и с этим злом. С осени прошлого года страну захлестнула волна ложных угроз о минировании. Можно даже хронологически определить даты: 6, 9, 10, 11 сентября, что само по себе говорит об организованности атак. За четыре последних месяца атаке "телефонных террористов" подверглись более 180 городов в 75 субъектах РФ. Из-за заведомо ложных сообщений об актах терроризма по всей стране было эвакуировано более 2,5 млн. человек. Людей эвакуировали из школ, больниц, вузов, торгово-развлекательных центров, гостиниц, административных зданий, вокзалов, аэропортов. Общий ущерб от этих деяний измеряется уже в миллиардах рублей.
В ходе осенней сессии Госдума приняла изменения в закон "О связи", которые позволяют блокировать по запросу правоохранительных органов или предписанию Роскомнадзора абонентов связи, номера которых используется для "телефонного терроризма". 5 декабря президент подписал этот закон, и он вступил в законную силу.
В декабре принят еще один закон, ужесточающий уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Даже в день принятия этого документа 20 декабря проводилась массовая эвакуация людей в г. Петропавловске-Камчатском. Были эвакуированы больница № 1, СИЗО, поликлиника, несколько торговых центров, административное здание. Глава государства также подписал данный документ, 31 декабря он был опубликован и с 11 января считается вступившим в законную силу.
Мы разрабатывали этот закон вместе с председателем Госдумы В. В. Володиным и председателем Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции В.И Пискаревым. Поправки готовились совместно с правоохранительными органами. Было проведено расширенное заседание двух Комитетов - Комитета по государственному строительству и законодательству и Комитета по безопасности и противодействию коррупции, совместно с представителями ФСБ, МВД, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры. Представители силовых ведомств подтвердили важность и необходимость скорейшего принятия предлагаемых изменений в УК РФ.
Закон дополняет статью 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма", определяет квалифицирующие признаки, исходя из нынешних угроз и ужесточает ответственность. Действующая статья была, скорее, направлена на телефонных хулиганов, было сложно в полной мере отслеживать и наказывать лиц, совершавших подобные деяния.
Теперь в УК есть специальная норма по социальным объектам (школы, объекты здравоохранения, дворцы культуры, спорта и т.д.). Если заведомо ложное сообщение об акте терроризма совершено в отношении объектов социальной инфраструктуры, то предусмотрено лишение свободы до 5 лет. Такие же санкции последуют в случае крупного ущерба - более 1 млн. рублей.
При этом в законе мы уточнили, что к объектам социальной инфраструктуры относятся организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия, связанные с отдыхом и досугом, а также сферой услуг, спортивно-оздоровительные учреждения, предприятия пассажирского транспорта, учреждения, оказывающие услуги правового и финансово-кредитного характера.
Ложные звонки тревоги начинались как детские шалости, как правило, в дни контрольных работ в школах. Но теперь дело дошло уже и до серьезных учреждений. Возникают сомнения, не хакерские ли это атаки с целью ввергнуть страну в хаос?
Павел Крашенинников: В закон введена специальная норма, которая посвящена именно дестабилизации деятельности органов власти. Если заведомо ложное сообщение о готовящемся теракте совершено в этих целях, то грозит до 8 лет тюремного заключения. Не секрет, что таких звонков много, в том числе и в суды, где преследуется цель сорвать вынесение того или иного решения, приговора.
К сожалению, бывают случаи, когда после ложных сообщений о минировании при массовой эвакуации, в давке погибают люди. И в этом случае мы предусмотрели норму с повышенной ответственностью. Если произошла гибель человека, то это деяние наказывается до 10 лет лишения свободы.
Необходимо отметить, что заведомо ложные сообщения об акте терроризма являются по своей сути тем же терроризмом. Ведь их цель - устрашение населения, создание паники в обществе, дестабилизация нормальной жизни. Теперь за такие деяния будут грозить серьезные тюремные сроки. В совокупности с мерами по блокировке телефонных номеров, с которых осуществляются звонки "телефонных террористов", принятый закон позволит предоставить правоохранительным органам важный инструмент в борьбе с этим злом.