Таким образом правительство РК заняло двойственную позицию, стремясь одновременно не испортить отношения с Токио, а также не попасть под шквал общественной критики, учитывая, что большинство корейцев выступают против соглашения. Эксперты же отмечают, что подобный подход просто подвешивает проблему, создавая неопределенность.
Напомним, что 28 декабря 2015 года при Пак Кын Хе правительство Южной Кореи заключило с Японией договор, которые был призван поставить точку в постоянном споре о "сексуальных рабынях" - кореянках, которые в годы Второй мировой войны были насильно мобилизованы в бордели для японских военных.
Это соглашение сразу вызвало сильную критику корейской общественности. Корейцы посчитали, что их правительство согласилось "получить отступные" за страдания женщин, но позволив Японии не извиняться. Несколько недель назад выяснилось, что у договора была и секретная часть, где соответствующие пункты по отказу Кореи от претензий были прописаны. Нынешний президент Кореи Мун Чжэ Ин заявил, что не согласен с таким договором, что вызвало одобрение у подавляющего большинства корейцев. Начались разговоры о том, что Сеул потребует пересмотреть договор. Япония ответила категорическим отказом, подчеркнув, что корейцам стоит выполнять подписанные их законными представителями соглашения. Токио пригрозил, что пересмотр договора может привести к ухудшению всего комплекса двусторонних отношений.
Официальный подход Сеула к этому непростому вопросу, который будоражит корейскую общественность, озвучила сегодня глава МИД РК Кан Гён Хва. "Мы не можем отрицать тот факт, что договор 2015 года был заключен с соблюдением всех формальностей и правительствами двух стран… Учитывая это, наше правительство не будет требовать от Японии пересмотра соглашения", - заявила Кан.
Однако тут же министр подчеркнула, что это не означает, что проблема решена и договор "закрывает" все вопросы. "Договор от 2015 года не отражает как следует волю пострадавших и не может быть решением проблемы женщин, которые пострадали от действий японских военных", - сказала министр. Фонд компенсации жертвам, который, согласно соглашению, представляет собой выплату в размере 1 миллиарда йен, правительство РК решило создать из собственных средств, а судьбу денег, которые японцы уже перечислили, решат в процессе дальнейших консультаций с Токио.
На ответ же на главный вопрос: "Как поступать с проблемой дальше?" у правительства РК, судя по заявлению, нет готового ответа, а потому последовали лишь общие слова. "Мы надеемся, что Япония на основе общепринятых международных норм признает проблему и приложит усилия для решения вопроса о компенсациях и восстановлении чести и достоинства жертв", - сказала Кан Гён Хва.
О действиях же официального Сеула, который до этого заявлял, что не намерен признавать договор, было сказано, что все будет решаться на основе консультаций с заинтересованными ведомствами, пострадавшими, общественными организациями и с учетом общественного мнения. В заключении Кан Гён Хва подчеркнула, что проблема "сексуальных рабынь" не решена, за что в очередной раз извинилась перед жертвами.
Данная позиция является попыткой правительства Республики Корея и не испортить отношения с Японией, которая пригрозила пересмотреть все сотрудничество с Сеулом в случае отказа от договора, и в то же время стремлением угодить общественному мнению Кореи, которое категорически не хочет принимать соглашение. Отметим, что это соглашение стало одной из причин, по которой корейцы вышли на улицы год назад и в итоге добились импичмента Пак Кын Хе. Проблема, однако, в том, что ничего оказывается не решенным, а официальный Сеул в лучшем случае попытался выиграть время, чтобы придумать что-то более подходящее. Договор, который Сеул теперь признал окончательно, предусматривает отказ от использования термина "сексуальных рабынь", не возведение новых памятников жертвам, а также "проведение разъяснительной работы среди общественности". Вряд ли южнокорейские власти на это пойдут, учитывая настроения обычных граждан. Но тогда японцы уже смогут заявить о несоблюдении соглашения.
Кроме того, слова о том, что "проблема не решена" требует новых консультаций между Сеулом и Токио, когда двустороннее доверие, мягко говоря, не на высшем уровне. Насколько можно судить по заявлению, пока правительство РК просто не знает, что ему дальше делать, оказавшись между двух огней. В этой связи проблема "сексуальных рабынь" продолжит оставаться серьезным камнем преткновения в южнокорейско-японских отношениях.