- Россия практически ежегодно увеличивает экспорт зерновых, в частности пшеницы, и уже вышла на первое место в мире. Мы могли бы вывезти и больше, если бы не дефицит портовых мощностей, - говорит исполнительный директор агентства "Совэкон" Андрей Сизов. - Несмотря на рекордный урожай, ситуация не столь радужная с точки зрения рентабельности. Мировые цены немногим выше исторического минимума. И если на юге, который ориентирован на экспорт, цена на 10 - 15 процентов ниже прошлого года, то в других регионах еще хуже - минус 20 - 30 процентов.
- Каждый год российские аграрии сталкиваются с "ценовыми ножницами", когда урожай маленький, нам даже выгоднее: затрат на уборку и хранение меньше, а закупочные цены куда выше. И наоборот, сейчас - перепроизводство, цены такие, что уровень рентабельности стремится к нулю, - говорит фермер Роман Алейников.
Сумев продать часть урожая прошлой осенью по относительно высоким ценам, он оказался в выигрыше. Но многим его коллегам повезло меньше. О перепроизводстве и излишках зерна в прошлом году говорил и министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
Из-за инфраструктурных ограничений в портах Кубани и Дона продать за рубеж сегодня можно лишь определенное количество зерна, а внутри страны такого спроса нет. Причем цены снижаются на фоне ощутимо растущих затрат на производство. А еще в мае прошлого года была подписана хартия добросовестных сельхозпроизводителей и продавцов. Ее подписанты договорились отказаться от закупок сельхозпродукции у посредников и получения, таким образом, конкурентных преимуществ за счет необоснованного возмещения НДС. В неофициальных беседах участники рынка признаются, что за дело взялись налоговые органы. Из-за нечестных схем бюджет недополучал, по разным оценкам, от 35 до 45 миллиардов рублей ежегодно. Обеление рынка привело к тектоническим сдвигам по всей цепочке: производитель - трейдер - экспортер. И это также отразилось на доходах аграриев. Не исключено, что в новом сезоне рынок ждет банкротство небольших фермерских хозяйств, а также дальнейшее укрупнение агропредприятий юга.
- Аграрии оказались в непростой экономической ситуации. В Ростовской области осенью было посеяно еще больше озимых. Это говорит о том, что селяне постарались снизить финансовую нагрузку с весенне-полевых работ, - говорит руководитель Ассоциации фермеров Дона Вадим Бандурин. - Сложная ситуация и у овощеводов. Закупочные цены на основные виды овощей - лук, капусту, морковь и картофель - упали до минимума.
Говорить о том, каким сложится новый сезон, трудно, в этом уравнении пока слишком много неизвестных. Тем не менее есть некоторые новости, внушающие оптимизм российским аграриям. Мировые цены на зерно будут расти, обещают аналитики. Этому способствует не только конъюнктура рынка (дорожают практически все сырьевые товары), но и непогода. Например, в США, одном из крупнейших мировых сельхозпроизводителей, с конца декабря наступили аномальные холода. Снега в основных зернопроизводящих штатах выпало мало, а значит, стоит ожидать снижения урожая озимых. Неоднозначная ситуация в Европе и на Украине.
В среднесрочной перспективе решатся проблемы с южными портами, считает Сизов, так что мы сможем уже в ближайшие годы отправлять на экспорт 55 - 60 миллионов тонн зерна ежегодно.
К слову, в конце прошлого года Новороссийский комбинат хлебопродуктов ввел в эксплуатацию новый элеватор на 110 тысяч тонн хранения, так что общие мощности хранения компании выросли до 240 тысяч тонн. Большие инвестиционные планы есть и у других портовых компаний. Аграрии сумеют адаптироваться и к новым налоговым условиям, уверены эксперты.
- Один из вариантов - создание зерновых кооперативов, которые объединяли бы небольшие партии зерна в крупные, интересные для иностранных покупателей лоты. Это упростит работу с документами, снизит финансовую и юридическую нагрузку, в том числе связанную с сертификацией. Кроме того, покупатели из Турции и других стран готовы даже платить премию за такие лоты, если продажа идет напрямую, минуя посредников. Хотя в Ростовской области таких кооперативов пока нет. Но, думаю, мы к этому придем, - говорит Вадим Бандурин.
По его словам, главная проблема, над которой совместно нужно думать властям и аграриям, - это повышение технологичности аграрного производства.
- Нет проблемы продать выращенный урожай, но остро стоит вопрос доходности. Живой пример: только в Ростовской области расход топлива отличается в хозяйствах от 20 до 70 центнеров на гектар. Прибавьте к этому расходы на агрохимию, покупку и обслуживание техники и так далее. Это же совершенно разная экономика, хотя физически хозяйства находятся рядом, на одной земле, - продолжает Вадим Бандурин. - И поэтому главное - это повышать технологичность земледелия в целом, добиваться снижения затрат и повсеместного внедрения передовых агротехнологий. В этом году фермер из США получил рекордный урожай кукурузы - 34 тонны с гектара. Вот к чему нам сегодня нужно стремиться.
- Те же американцы ориентируются на потребности мирового рынка. В прошлом году они снизили производство пшеницы и значительно сократили экспорт, потому что их минсельхоз предсказал снижение цены и рекомендовал аграриям сеять другие культуры, - говорит редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев. - Нам тоже нужно выработать подобную модель. В прошлом году одна из фермерских ассоциаций юга представила интересную программу, в которой предлагается частично вернуть элементы госплана. Речь не идет о советской "обязаловке". Но все участники рынка считают, что элемент планирования нужен. Только в этом случае удастся избежать перепроизводства, у аграриев будут ясные экономические перспективы, они будут понимать, во что и когда лучше вкладывать деньги, и будут спокойны за сбыт. Все эти меры позволят нам безболезненно и в весьма короткие сроки провести реальное импортозамещение и значительно улучшить экономическое состояние нашего агросектора.